В 2013 году государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО)» исполняется 75 лет. Вся история становления института с момента основания в 1938 году тесно связана с историей и системой образования Ростовской области.
За истекшие годы институт пережил ряд структурных изменений, переименований, менялись и его «производственные» задачи.К своему 75-летнему рубежу Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования подошел как один из крупнейших институтов дополнительного профессионального образования на юге России.Эффективность деятельности института обеспечивается постоянным наращиванием научно-педагогического и методического потенциала коллектива, совершенствованием структуры и организации учебного процесса, его оснащенности за счет внедрения современных технических средств обучения и методического обеспечения, интеграции учебного процесса и научных исследований. Внедрена сертифицированная система менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001-2008, способствующая улучшению качества оказываемых институтом услуг и созданию эффективной системы управления учреждением.В институте сформирован высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив, в составе которого 7 докторов наук, 45 кандидатов наук, 50 сотрудников награждены отраслевыми и государственными наградами.В настоящее время в учреждении реализуется 37 образовательных программ дополнительного профессионального образования. Ежегодно в институте и его 4 филиалах по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки обучаются более 11000 педагогических и руководящих кадров по актуальным направлениям образования, в том числе по проблеме внедрения ФГОС. Особое значение имеет деятельность института по формированию регионального контингента управленческих кадров, профессионально подготовленного к эффективному управлению в современных условиях. Организационная структура института, в составе которой 2 факультета, 10 кафедр, 9 учебно-методических отделов, 3 центра, прочие учебно-вспомогательные и обслуживающие подразделения, всего 28 структурных подразделений, позволяет повысить эффективность деятельности учреждения, оперативно реагировать на изменяющиеся условия в сфере образования, проводить технологическое обновление. В 2012 году начал свою работу Центр методической и технической поддержки внедрения информационных технологий в образовательных учреждениях и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам. Открытие центра позволило активизировать процессы развития сетевых профессиональных педагогических сообществ региона, сформировать банк информационных ресурсов инновационных педагогических и управленческих практик, развить формы дистанционного обучения. В стенах института реализуются новейшие информационно-коммуникационные технологии. Техническое оснащение института включает в себя около 500 персональных компьютеров, 11 интерактивных досок, 27 единиц мультимедиаоборудования аудиторий, 7 плазменных панелей. Учреждение располагает 6 мобильными компьютерными классами, одним классом планшетных персональных компьютеров и двумя классами двухэкранных планшетных устройств. Создана современная локальная сеть института в составе 12 серверов и оптического интернет-канала. Две аудитории и актовый зал оснащены групповыми терминалами системы высококачественной видео-конференц-связи. Для повышения качества обслуживания работников образования из средств субсидии, предоставленной на поддержку реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования, была осуществлена техническая модернизация библиотеки: в читальном зале установлены 10 новых терминалов, с которых осуществляется доступ пользователей к локальным электронным ресурсам и ресурсам сети Интернет. Основой информационной и справочно-библиографической работы библиотеки служат электронные библиографические базы педагогической направленности, создаваемые сотрудниками института. Обновлен технический парк редакционно-издательского центра института.Все это позволяет учреждению не только совершенствовать учебный процесс, но и осуществлять на высоком технологическом уровне научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации системы образования, создавать культурно-образовательную, информационную среду в регионе как интегративное условие становления и развития профессиональной культуры современного учителя.В институте реализуются 12 научных исследовательских программ и 6 целевых проектов модернизации образовательного пространства региона, формирующих стратегии и технологии обеспечения приоритетных направлений развития общего и дополнительного профессионального образования: «ФГОС нового поколения в инновационной системе регионального образования», «Региональная система мониторинга качества образования», «Научно-методическое сопровождение развития детской одаренности в региональной системе образования», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Духовно-нравственное воспитание» и др. Научным потенциалом и практической направленностью отмечена деятельность института по методическому обеспечению передовых практик управления развитием внутришкольных и муниципальных образовательных систем, осуществляемых на базе 243 областных инновационных площадок. Росту профессионализма педагогов способствуют и проводимые институтом научно-практические конференции, семинары, круглые столы по актуальным проблемам образования, составившим содержательное пространство сотрудничества и партнерских связей специалистов института с широким образовательным сообществом России и зарубежья. РИПК и ППРО активно сотрудничает с РАО, различными вузами, образовательными структурами, редколлегиями ведущих российских педагогических журналов. Так, благодаря сотрудничеству с АПК и НПРО Москвы в рамках реализации федерального проекта «Современный образовательный менеджмент» прошли обучение 800 директоров школ, что составило более 60% всего директорского корпуса области.Инновационная направленность, использование современных технологий, новаторских проектов – это отличительные черты института. Результаты его работы нашли воплощение в современных программах, методиках обучения и воспитания, в повышении квалификации тысяч учителей, развитии регионального образования. В целях создания авторских образовательных систем и сопровождения донской инноватики на базе института созданы научные школы по 5 ключевым направлениям модернизации образования: «Методологические и теоретические основы содержания дополнительного профессионального образования», «Управление развивающей средой инновационного общеобразовательного учреждения», «Философия предметного образования: когнитивный аспект», «Развитие психологической компетентности субъектов образования», «Модели индивидуализации образовательных систем в контексте модернизации образования».Высокой степенью продуктивности отличается деятельность института в сфере модернизации региональной системы ДПО. В результате этой деятельности на базе института разработана инновационная модель реализации персонификации системы повышения квалификации, сформирована база образовательных программ, создан пакет нормативных документов, локальных актов, определяющий порядок и условия организации региональной инновационной персонифицированной системы повышения квалификации работников образования. Сегодня Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по праву является одним из ведущих образовательных и научно-методических центров в России, обеспечивающим профессиональную готовность педагогических кадров к внедрению инновационных процессов в образовании. Это подтверждается присвоением институту в 2011 г. статуса федеральной стажировочной площадки по направлениям «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах» и «Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» средствами активизации инновационного потенциала регионального образования». За два года на базе стажировочной площадки и 60 базовых учреждений общего и дошкольного образования области прошли обучение и стажировку 2510 работников образования Ростовской области и представители 6 регионов РФ – республик Калмыкия, Ингушетия и Адыгея, Волгоградской и Брянской областей, Краснодарского края.В целях развития творческой активности педагогов Дона, пропаганды инновационных направлений, приоритетов развития регионального образования, повышения престижа педагогической профессии коллектив института принимает активное участие в создании эффективной системы поддержки и подготовки потенциальных участников и организационно-методическому сопровождению профессиональных конкурсов. Благодаря этой работе Ростовская область имеет положительный опыт участия педагогических работников во Всероссийском конкурсе «Учитель года» (5 участников финала конкурса – победители и 13 – лауреаты).Ежегодно институт участвует в организации и проведении областных этапов всероссийских конкурсов «Сердце отдаю детям» и «Воспитать человека»; региональных профессиональных конкурсов на премию губернатора Ростовской области «Лучший педагогический работник в системе ДОД», «За успехи в воспитании»; интернет-конкурсов «Лучшее электронное приложение к уроку», «Модели индивидуализации образования», «Лучший управленческий «продукт», целью которых является выявление наиболее креативных педагогических систем, пополнение региональных банков передового опыта реализации стратегий ФГОС (более 300 материалов, представленных 383 участниками этих конкурсов в 2013 году). Институт вносит свой вклад в успешную реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в рамках работы областной конкурсной комиссии. С 2009 по 2013 год включительно в конкурсе приняли участие 1536 работников образования области, 422 участника стали победителями. Подводя итоги, можно сказать, что за годы своей деятельности институт прошел большой путь становления, поисков оптимальных и эффективных форм работы, укрепления кадрового потенциала и материально-технической базы, в результате профессионального и творческого роста превратился в мощный учебно-научно-методический центр, стал инициатором многих инновационных проектов, сохраняя и приумножая лучшие традиции российского дополнительного профессионального образования, внес уникальный вклад в совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров, формирование интеллектуального потенциала региона.Сарра ХЛЕБУНОВА, ректор РИПК и ППРО
Комментарии