«Информатизация системы образования» – четвертый крупный проект в области образования, реализованный Национальным фондом подготовки кадров. Три первых – «Проект подготовки финансовых и управленческих кадров», «Инновационный проект развития образования» и «Реформа системы образования» – сыграли свою положительную роль в модернизации системы подготовки кадров в России. Это подтверждает успешно действующая на протяжении более 10 лет Президентская программа подготовки кадров, на старте поддержанная НФПК, а также использование при реализации приоритетного национального проекта «Образование» опыта инновационного развития вузов и реформирования организационно-финансовых схем общего образования.
Что касается проекта ИСО, то его главная отличительная черта заключена в комплексном подходе к проблемам, связанным с информатизацией учебного процесса. Задачи, решаемые в его рамках, не ограничивались ни закупкой компьютеров для школ, ни разработкой инновационных учебных материалов. Главным было научить рядового учителя всем этим пользоваться так, чтобы на основе этого умения он перешел на принципиально иной качественный уровень преподавания.
Другой особенностью стало то, что, стартовав раньше ПНПО, проект ИСО впоследствии совершенно органично встроился в систему масштабных изменений, происходящих в российском образовании. Большую роль в этом сыграло руководство Минобрнауки РФ, которое предложило создать на базе проекта ИСО своего рода экспериментальную площадку, на которой бы учителя – победители конкурса, проводимого в рамках ПНПО, были включены в систему испытания цифровых образовательных ресурсов. В свою очередь это означает, что проводниками всего того нового, что было разработано в проекте ИСО, становились самые лучшие, самые передовые учителя.
Таким «отборным» преподавателям были куплены и установлены в их предметные кабинеты так называемые автоматизированные рабочие места. В межшкольных методических центрах им была предоставлена возможность пройти соответствующую подготовку, в результате чего они не только повысили свой профессиональный уровень, но и стали трансляторами знаний и опыта для других учителей.
И еще один важный момент. Все наработки проекта ИСО – а это и сеть методических центров, и Единая коллекция ЦОР, и система методической поддержки учителей на местах – соответствуют тенденциям развития образования в мире. По ходу проекта мы постоянно получали международные экспертные заключения о качестве реализуемых нами программ. Результаты, полученные в рамках реализации проекта ИСО, по некоторым оценкам, оказались не просто сопоставимы с международными аналогами, но и превзошли их. В частности, это касается системы методического продвижения ЦОР.
Разрабатываемая нами Единая коллекция ЦОР – часть Федерального цифрового информационного образовательного ресурса (ФЦИОР). Мы постарались сделать ее не просто активно используемой учителями, но и открытой для дальнейшего пополнения продуктами их собственного творчества, которые в итоге станут доступными для других учителей.
Хочется надеяться, что все это поможет нашим учителям не просто перейти на современный уровень преподавания, но и подтолкнет их к раскрытию и дальнейшему развитию своего творческого потенциала. В свою очередь НФПК будет продолжать развивать Единую коллекцию ЦОР, активно участвовать в формировании социальных сетей, в том числе на базе межшкольных методических центров. Мы планируем предложить профессиональному сообществу новые программы обучения современным информационным технологиям, систему компьютерного тестирования обучаемых, программу поддержки школьных сайтов и другие формы работы по внедрению ИКТ.
Елена СОБОЛЕВА, директор НФПК
Комментарии