search
main
0

От инфантильности к зрелости. Возрастные особенности развития личности гражданина

При организации воспитательно-образовательного процесса школы, ориентированного на гражданское развитие личности, возникает одно очень существенное противоречие. Как мы выяснили, гражданское развитие личности предполагает формирование у нее общественной направленности.

Окончание. Начало в № 39

Среди выделенных показателей гражданственности можно назвать такие, как умение «личное» подчинять «общественному» (коллективному), умение видеть себя глазами других людей, умение оценивать себя с позиций морали и гражданственности и др. Однако у достаточно большой категории людей (в том числе и у родителей, и у учителей) нет осознания необходимости этих умений в современной жизни. По их мнению, произошла смена ценностей: личность и ее индивидуальность являются приоритетными, если их рассматривать в соотношении с коллективом и группой.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций из жизни подростков, которые доказывают необходимость и целесообразность форм поведения, отражающих и личностную, и общественную направленность.

Ситуация 1. В классе создавалась футбольная команда. Сами ребята строго оценивали друг друга, каждый демонстрировал свои умения и способности. Каждому из мальчиков хотелось стать членом команды. На каждом соревновании весь класс приходил «болеть» и потом строго критиковал за допущенные ошибки и проигрыш.

Как вы считаете, каким образом поступит каждый член команды, если во время соревнований или тренировки у него возникнут иные дела и интересы и подростку придется выбирать между ними? Чем для подростка закончится данная ситуация, если он все же предпочтет личный интерес интересам всей команды? Какое значение для подростка имеет общественный интерес?

Ситуация 2. В школе проводятся спортивные соревнования по легкой атлетике. Коллектив класса решает включить в команду подростка, который на уроках физкультуры показывает хорошие результаты. Подросток дает свое согласие, но потом обнаруживается, что он занят и не может принять участие в соревнованиях. Изменить состав команды уже нельзя.

Как в этой ситуации должен поступить подросток? Он не должен забывать о своих личных интересах? Это нормально, если подросток не испытывает чувства долга перед коллективом класса и чувства ответственности за свой поступок? Разве данная ситуация не требует подчинения личных интересов интересам всего класса?

Ситуация 3. Классный руководитель объявляет, что на следующий день все ребята должны прийти в школу на два часа раньше, им поручено убрать школьную территорию. У нескольких ребят в это время уже спланированы занятия в музыкальной, спортивной школе, научном кружке, и они не смогут принять участие в коллективной деятельности.

Как вы считаете, каким образом должен поступить классный руководитель и коллектив класса? А) Никого не интересуют личные дела каждого школьника, они просто обязаны работать вместе со всеми. Б) Можно предложить подростку выполнить свой участок работы в другое, удобное для него время. В) А может быть, классный руководитель (если ребята не догадаются об этом сами) предложит всему классу освободить этих ребят от работы на пришкольном участке, сославшись на то, что в других коллективных делах они примут активное участие?

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ – период в развитии личности, когда становится необходимым определять свое место в жизни, решать проблемы жизненного и профессионального самоопределения. В этом возрасте формируются жизненные планы, старшеклассник выстраивает перспективы своего будущего. В зависимости от того, насколько он готов к решению обозначенных проблем и задач, последующее развитие юношей и девушек происходит как приобретение ими черт и характеристик социальной зрелости или инфантильности.

Как оказывается, ситуация социального развития, которая складывается для юношей и девушек, несет в себе возможности для проявления и развития гражданственности. Однако все зависит от того, какими мотивами руководствуются школьники (и их родители) при определении планов и перспектив дальнейшей жизни. Категории «личного» и «общественного» в нашей сегодняшней жизни проявляются в ином соотношении, чем прежде.

Предложить взрослым (учителям и родителям) «привносить» в сознание и самосознание современных юношей и девушек мотивы общественного долга и интереса, на наш взгляд, бесперспективное занятие, так как в самом обществе должны произойти изменения, на основании которых личность сможет осознать и почувствовать свою значимость и востребованность. Агитацию и призывы к беззаветному служению обществу нельзя рассматривать как «методы» гражданского воспитания и образования. Современный школьник оказался в совершенно иных социальных условиях – он стоит на пороге вступления в жизнь, в которой востребованными оказались такие качества, как прагматичность, деловитость, инициативность и самостоятельность, ответственность за принятые решения, умение надеяться прежде всего на самого себя. Недооценка (или отсутствие) в личности нравственного компонента также объясняется, на наш взгляд, его невостребованностью в обществе. Сложилась парадоксальная ситуация: никто не отрицает важности нравственных качеств, но в то же время мало что делается для изменения ситуации. А потому прагматичные мотивы заслоняют собой общественные мотивы в процессе жизненного и профессионального становления старшеклассников.

Интересной в этой связи представляется работа, выполняемая коллективом под руководством С.Н.ЧИСТЯКОВОЙ (г. Москва), по разработке и внедрению в практику школы нового учебного курса «Твоя профессиональная карьера», который ориентирует учащихся на самопознание особенностей и возможностей своей личности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, выстраивание жизненных планов и перспектив, в которых учитываются и личные интересы, притязая и ожидания личности, и требования той социальной и профессиональной среды, где эти планы смогут реализоваться.

Какие же особенности характерны для гражданского развития личности в период ранней юности?

В силу того, что каждая личность по-разному переживает предыдущие периоды своего развития, по-разному решает те проблемы, которые обусловлены возрастом, приобретает различный уровень в развитии сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сферы и поведения, то и ее вступление в период ранней юности происходит по-разному. Нельзя не согласиться с И. КОНОМ, который пишет о том,что «юность не однородна» по своим характеристикам, в том числе и в проявлении гражданских качеств и характеристик.

Мы считаем, что размышлять о проблемах развития личности в период ранней юности (как о целостном процессе, так и о развитии ее гражданственности) необходимо в двух аспектах:

во-первых, размышлять как о развитии потенциальных возможностей личности в данный возрастной период, то есть показать, каким могло бы быть ее развитие, если бы на предыдущих этапах были решены те проблемы, которые обусловлены логикой возрастного развития личности;

во-вторых, размышлять о тех индивидуальных вариантах развития, которые мы наблюдаем в реальной жизни (в реальном обществе и в реальной школе), где можно видеть проявление различного уровня потенциальных возможностей, разнообразие их интересов и жизненных ценностей, различной степени заинтересованности проблемами общества и поиска своего места в жизни; где можно слышать различные суждения и оценки об окружающем мире, людях, самих себе, в которых просматриваются различные жизненные планы и уровни притязаний, профессиональных намерений и устремлений.

Итак, в старшем школьном возрасте становится возможным формирование обобщенных представлений об окружающем мире и о самом себе. Юноши и девушки пытаются высказывать свои суждения, выражать свое отношение относительно происходящих событий, что делает возможным формировать их гражданскую позицию, НО ее содержание и формы выражения самые разнообразные – от нигилизма, отрицания значимости общественного опыта, отсутствия интереса к вопросам общественной жизни до болезненно обостренного восприятия окружающей действительности, ее проблем и противоречий.

Попытайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО описать те варианты индивидуального развития юношей и девушек, которые вы наблюдали в жизни. Как складывается их гражданское развитие в зависимости от той позиции, которую они занимали в период ранней юности? Насколько воспитательно-образовательный процесс школы смог что-либо изменить? Почему произошли или не произошли эти изменения?

Не случайно в старших классах общеобразовательных школ и в системе начального профессионального образования вводятся курсы обобщающего характера, например, «Обществознание», «Политология», «Основы культурологии», «Общая биология», «Человековедение» и др. Эти курсы ставят своей задачей обогатить процесс познания и самопознания личности. Насколько учитель окажется убедительным, насколько старшеклассник сумеет увидеть значимость этих знаний для своей будущей жизни, настолько станет возможным развитие его гражданской позиции.

В вашей школе велись эти курсы? Какую роль они сыграли в вашем развитии и развитии ваших соклассников?

Для юношей и девушек становится характерным проявление так называемого юношеского максимализма, в котором отражается их взгляд на мир, общество, события, людей. Эту черту юношеского возраста можно рассматривать как одно из проявлений гражданской позиции личности.

Это – черта личности, в которой проявляется способность старшеклассников подмечать в окружающей жизни и людях как положительные, так и негативные стороны. Они судят о происходящем по самым высоким критериям, предъявляют окружающим самые высокие требования. Готовя себя к жизни в обществе, юноши и девушки как бы критически оценивают общество и его ценности. В их суждениях присутствуют и разум, и эмоции. Проявление юношеского максимализма – это проявление завышенного уровня притязаний, их неспособность соотнести свои жизненные планы, мечты с реальными возможностями. Но в юношеском максимализме проявляется и их стремление к «идеальному».

На наш взгляд, юношеский максимализм – это одна из ведущих характеристик, которая должна проявиться в развитии личности этого возраста. В ней проявляется противоречивость внутренней позиции старшеклассника – он со своими желаниями, мечтами, притязаниями, самооценкой пытается «вписаться» в окружающий его мир и, видя несовершенство мира и самого себя, решает проблему самоопределения.

Однако в проявлении этой черты у юношей и девушек можно также наблюдать множество индивидуальных вариантов. Попытайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО описать эти варианты, объяснить причины их проявления в каждом отдельном случае.

Следует отметить, что юношеский максимализм – это не просто «болезнь роста», это период жизни, через который должен пройти каждый старшеклассник. Однако черты личности, в которых проявляются его отношения с миром, у каждого школьника могут быть свои:

критическое отношение к миру может стать доминирующим, когда личность акцентирует внимание только на негативных сторонах жизни, не желая замечать положительных;

личность научается предъявлять требования окружающим людям, но не к себе самой;

личность приходит к выводу, что во всех неудачах виноватой является только она сама, что мешает проявлению ее активности и инициативы;

несформированность привычки трудиться ставит личность в позицию мечтателя и наблюдателя.

Какие другие варианты индивидуального развития вы можете назвать? Каким образом эти характеристики проявят себя в гражданской позиции и гражданских поступках?

Галина ДОВГАЛЬ, учитель права, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте