search
main
0

От индивидуальных затруднений к целостной концепции. Постепенное восхождение на вершины разумно

В октябре 1943 года Кемеровский областной институт усовершенствования учителей состоял всего из трех кабинетов: работы по политпросвещению, дошкольного воспитания и детских домов, а его сотрудники размещались в единственной комнате. Сегодня Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – крупнейший в Сибири научный и методический центр. Ежегодно в нем усваивают новейшие веяния в образовательной политике и знакомятся с передовыми методиками около 9 тысяч человек. Сюда перенять уникальный опыт у кемеровчан приезжают коллеги из соседних регионов. За последние годы институт стал признанным лидером в сфере информатизации образования, в развитии конкурсного движения педагогов Кузбасса. Под руководством доктора педагогических наук, доцента, почетного работника общего образования Российской Федерации Ольги КРАСНОШЛЫКОВОЙ коллектив этого фундаментально организованного учреждения активно участвует в экспериментах по модернизации.

– Ольга Геннадьевна, как вы отслеживаете и ликвидируете устаревание знаний?

– Современная психолого-педагогическая наука и практика ищут различные альтернативные формы повышения квалификации. Мы стараемся выявлять затруднения каждого педагога и продумываем индивидуальную траекторию его занятий. Используем накопительную систему повышения квалификации и активно привлекаем к сотрудничеству муниципальные методические службы, помощь которых неоценима в обеспечении непрерывного профессионального развития педагогов.

Вообще система непрерывного дополнительного профессионального образования становится наиболее результативной, так как обеспечивает постепенное восхождение педагога на вершины профессионализма, позволяет учитывать результаты диагностики его образовательных потребностей и уровень квалификации. Думаю, интеграция усилий института и муниципальных методических служб реально позволяет осуществлять основные организационные принципы и направления просвещения длиною в жизнь.

– Что это за принципы?

– Важен принцип диверсификации. Он предполагает многообразие, вариативность услуг, форм, уровней повышения профессионализма. Мы учитываем запросы наших слушателей, индивидуальный уровень профессионального развития педагогов. Ориентация на личность помогает разработать оптимальный курс для каждого. Слушатель волен выбрать свой путь развития и место, где он будет осваивать новые данные. При желании он может что-то в своих занятиях поменять, углубиться именно в то, что ему по-настоящему интересно. В институте проходят самые разнообразные семинары. Есть постоянные актуальные темы, которые пользуются неизменной популярностью, часто проводим встречи по наиболее острым на тот момент проблемам образования. К нам приходят для консультаций. В недрах института то и дело зарождаются творческие коллективы, которые что-то решают, чего-то создают. Устраиваем индивидуальные стажировки на базе методических площадок. Они предполагают разработку собственной программы по усвоению педагогического опыта лучших педагогов города, района, области. По заявкам образовательных учреждений и отдельных педагогов оказываем консалтинговые услуги. Наши сотрудники весьма гибко реагируют на запросы.

– Занятия проводятся в стенах Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования?

– Необязательно. На основе договоров наши преподаватели выезжают туда, где они нужны. Таким образом, они предотвращают срыв учебного процесса. В институте существует несколько вариантов организации занятий. Обучение может проходить в первой или второй половине дня в зависимости от занятости на основном месте работы. Человек вправе приходить к нам один раз в неделю, в свой методический день, и растянуть это удовольствие на несколько месяцев. Желающие получить знания целиком и сразу предпочитают отвести под это каникулы. Прибегают поучиться и в выходные дни. Подобная вариативность дает возможность педагогу не только выбирать удобный режим работы, но и посещать несколько интересующих его курсов одновременно.

Мы дружим со многими ведущими учеными. Стараемся, чтобы они появлялись на наших семинарах и курсах как можно чаще. У кого можно получить самые свежие сведения о новейших разработках, как не у специалиста в данной отрасли?! Внедряя накопительную систему курсовой подготовки, мы преследуем вполне, на мой взгляд, логичную цель – человек получает свою дозу информации осознанно, в тот момент, когда по-настоящему в ней нуждается. Большую помощь в подготовке оказывают центры повышения квалификации на местах.

Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога, основана на блочно-модульном подходе, при котором в программу включается перечень инвариативных и элективных курсов. Содержание обязательных курсов определяется федеральным компонентом (согласно рекомендациям АПКиППРО о стандарте дополнительного профессионального образования), так как они напрямую связаны с квалификационными требованиями к педагогам и составляют объективный аспект повышения квалификации. Вариативные курсы – это уже региональный или муниципальный компонент, направленный на удовлетворение образовательных потребностей работников образования и устранение выявленных затруднений в результате диагностики.

Наличие обязательных и вариативных модулей, разумное сочетание традиционных форм обучения со стажировкой и практикой в образовательном учреждении, комбинация учебных часов гарантируют то, что представление о предмете у человека сложится самое ясное, при этом он остается хозяином положения.

– В чем, на ваш взгляд, следует ориентироваться педагогу сегодня?

– Программы инвариативных модулей предусматривают, что он должен хорошо разбираться в нормативно-правовых основах образовательной деятельности и приоритетных направлениях развития современного образования. Владеть психолого-педагогическими основами образовательной деятельности. Понимать содержание образования, знать образовательные области и программы. Умело опираться на достижения современных образовательных технологий воспитания и обучения. К слову, мы очень серьезно относимся к гражданскому воспитанию, развитию музейного дела в школах. Собственно, вчерне у нас готова концепция воспитания в регионе. Есть программа повышения социального и профессионального статуса классного руководителя. Кузбасс после участия в конкурсе региональных программ был отмечен Министерством образования и науки России достаточно высоко. Мы вообще стараемся, чтобы подход ко всему, за что беремся, был комплексным. И чтобы на курсах повышения квалификации вопрос воспитания затрагивался обязательно. Учитель – это еще и воспитатель. У нас есть специальная кафедра воспитательных технологий. Эта идея проходит через все блоки наших занятий.

В институте педагогические и руководящие работники не только получают необходимые знания, но и так, как это наиболее удобно каждому из них. Мы обеспечиваем научно-методическое сопровождение процессов развития регионального образования, инновационной и опытно-экспериментальной деятельности учебных заведений и педагогов.

А наиболее любопытным сегодня мне кажется то, что муниципалитеты стали уделять столь огромное внимание образованию. Взять хотя бы конкурсы социальных проектов, когда главы городов или районов выделяют деньги под конкретное дело. Детский ли это проект, учительский – не важно. Главное, он способствует улучшению качества жизни и данного места, и области в целом. Потому что мы все лучшие опыты прибираем к себе в копилку, анализируем, обобщаем и выдаем на-гора для общего пользования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте