search
main
0

От игр в детском саду до выбора профессии: как выстроить цепочку образовательных процессов 

Сейчас в российском образовании происходят кардинальные изменения. С одной стороны, образовательные программы и стандарты больше не ориентируются на западную систему и возвращаются к отечественным традициям,  с другой — современная педагогика с успехом использует технические достижения и стремится вписаться в тот цифровой мир, частью которого уже стало новое поколение детей.

Как в текущих условиях выстроить цепочку образовательных процессов, начиная с детского сада  и заканчивая старшими классами школы? Этому вопросу были посвящены две сессии перового дня Национального съезда производителей учебного оборудования: «Инфраструктура детского сада: роль промышленности в реализации концепции развития дошкольного образования» и «Единая система профориентации школьников: от детского увлечения к будущей профессии».

«Если рассмотреть концептуально весь педагогический процесс, то мы увидим, что он связан с целями и ценностями нашего образования, — отметила участница первой сессии, директор Института возрастной физиологии РАО, д.п.н, профессор Елена Приступа. — Игротехнологии и игрушки — важнейший образовательный аспект, но при этом мы должны учитывать и особенности виртуальной социализации. Если в детском саду была неправильно выбрана игровая и предметная среда, в дальнейшем педагогам придется решать проблему с трудностями в обучении».

Производители товаров для детства должны не только учитывать возраст детей, но и соответствовать социальному заказу, ведь, воспитывая наших детей, мы строим будущее, готовим их к тем ролям, которые они должны выполнять во взрослом возрасте, подчеркнула Елена Приступа.

В том, что отечественный рынок игрушек и учебного оборудования покидает импортная продукция, спикер увидела и позитивные тенденции, поскольку эту продукцию можно компенсировать отечественной — с учетом менталитета и тех запросов, которые есть у родительского сообщества.

Директор АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Ирина Федосова представила участникам съезда результаты мониторинга качества дошкольного образования за прошлый год. Подобные исследования организация проводит по заказу Рообрнадзора на протяжении 5 лет. В 2022 году в исследовании участвовали 85 субъектов Российской Федерации.

Спикер сообщила: в среднем по России в одной группе детского сада — 22 ребенка, однако есть группы, в которые ходят от 30 до 45 человек, и даже такие, в которых учатся 70 детей, что, безусловно, негативно сказывается на качестве дошкольного образования. Кроме того, на него влияют следующие факторы: качество образовательной программы , образовательного процесса, созданной в группе предметно-пространственной среды и других условий.

Отдельно специалист затронула проблему комплектации детских садов.

«Важно четко понять то, чему мы собираемся учить детей, как мы собираемся это делать и что нам для этого нужно, — подчеркнула Ирина Федосова.—  На сегодняшний день детские сады комплектуются на основании перечней учебного оборудования. Однако зачастую эта комплектация не связана с образовательной программой. Мы должны перейти от комплексных поставок по абстрактному перечню к комплексному обеспечению реализации образовательной программы. В каждой образовательной программе детского сада должна быть четко описана рекомендуемая предметно-пространственная среда и приведен перечень оборудования и материалов для ее формирования».

Что касается школы, то образовательное оборудование, методики и практики – всего лишь инструмент для того, чтобы дети включались в тематики будущих профессий и поступали в профильные вузы, уверен модератор сессии «Единая система профориентации школьников: от детского увлечения к будущей профессии», президент Ассоциации участников технологических кружков, лидер проекта платформы «Берлога» Алексей Федосеев.

Серьезную помощь при профориентации учеников оказывают программы по встраиванию в общеобразовательные модули, которые позволяют ознакомиться с предметом, получить первичные навыки и далее продвигаться в понравившемся профессиональном направлении.

Как вовлечь детей в профессию инженеров беспилотных летательных аппаратов, на примере кружкового движения рассказала глава молодежного направления Центра компетенций по БАС, Елена Клепикова.

«Есть общие запросы у тех практик, которые сформировались, как в дополнительном образовании, так и в высшем образовании. Но пространство для расширения образовательных форматов в этой сфере значительное. Особенно в насыщении технологиями, которые будут погружать детей для профориентации в ту или иную сферу», – рассказала эксперт.

Компьютерная игра в тетрис по сбору карты из контуров государств Европы помогла с выбором будущей профессии Руководителю образовательных проектов ООО «ЛОРЕТТ» Марии Дорофеевой, которая в итоге пришла в космическую отрасль.

Прием спутниковых данных, обработка фотографий из космоса, проекты на основе полученных данных – небольшой перечень из программ, которые предлагает Компания «Лоретт» по профориентации будущих инженеров и техников.

«Компания «Лоретт» разрабатывает и производит станции для приема изображений Земли из космоса в режиме реального времени. С этим оборудованием учащиеся 3-11 классов работают на уроках, дополнительных занятиях и в ходе проектной деятельности», — поделилась Дорофеева.

Проект помогает школьникам попробовать свои силы в сфере космических технологий на основе междисциплинарного кластера «Космос для жизни на Земле». Авторы проекта ожидают, что школьники активней будут подключаться к изучению школьных предметов и осознанному применению исследовательских задач.

«Профориентация – это инструмент. При этом основная бизнес-задача у нас всех  – это обеспечить страну инженерными кадрами», – уверена операционный директор ООО «Школа Робототехники СПБ» Наталья Осипова. Главным препятствием на этом пути эксперт считает узкий круг заинтересованных в процессе детей.  Чтобы решить эту проблему, необходимо интегрировать соответствующие предметы в обязательную программу образования.

Подлинная проектная деятельность включает в себя различные навыки, основной из которых — программирование, и в этом направлении робототехника является незаменимым инструментарием, отметила спикер.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте