Основным заданием, которое приносит ученику максимальное количество баллов, продолжает оставаться целостный анализ художественного произведения в старшем звене и его «упрощенная версия» в виде вопросов к тексту в 7‑8‑х классах. Между тем это испытание и самое сложное для детей.

Как выявить все замыслы писателя юному читателю? Как понять подростку то, какие вопросы тяготят человека вдвое, втрое, а то и вчетверо его старше?
Важную роль здесь может сыграть использование комментариев различного типа на уроках литературы. Это один из главных инструментов, который приблизил читателя к автору. Комментарий начал свое существование в виде пояснений к текстам с древнейших времен. Одними из первых стали толковаться тексты Гомера (VII-VI вв. до н. э.). Постепенно комментарий все более трансформировался, и сегодня он стал универсальным средством пояснения текстов различного рода и вышел за рамки справочного аппарата к художественному произведению. Но теперь учитель оказывается в еще более непростой ситуации: ему необходимо определить, использование какого типа и формата комментария в зависимости от той или иной учебной ситуации будет наиболее эффективным.
Опираясь на труды многих исследователей – Б.В.Тома­шевского, Д.С.Лихачева, Н.М.Си­корского, нам удалось выделить классификацию комментария, которая будет оптимальной для школьного урока литературы, а полученные знания помогут ребенку проанализировать любой художественный текст, в том числе и олимпиадный. Так, мы считаем необходимыми следующие пояснения:
– историко-литературные (сведения об эпохе создания текста, истории замысла и воплощения, о прототипах);
– реальные (разъясняют упомянутые реалии, исторические имена и факты, указывают источники цитат);
– лингвистические (помогают разобраться в особенностях языка произведения);
– культурологические (рассматривают текст как модель мира, созданного автором);
– визуальные (создают зримый образ отдельных вещей, предметов быта).
Казалось бы, вопрос во многом решен, можно начинать активно готовиться к участию в олимпиаде в следующем году, если бы не одно «но» – в каких же формах/форматах может быть включен в урок тот или иной тип пояснений? Рассмотрим каждый из них.
Использование историко-литературного комментария, в силу того что чаще всего он является довольно объемным, лучше всего будет представлено в лекции. В средней школе мы предлагаем включение данного типа по следующей схеме: информационный блок → задание.
Используя на уроке реальный комментарий, мы должны осветить наиболее яркие события эпохи, в которую создавался текст, круг близких и знакомых писателя, сферу его интересов. Поэтому реальный комментарий может быть также предъявлен в формате лекции или через создание, например, газеты «Вести», которая может быть представлена как на электронном, так и на бумажном носителе. В ней может быть помещена самая актуальная информация времен создания произведений, необходимая для полноценного восприятия текста.
Лингвистические пояснения могут быть привнесены на урок в формате словаря. Причем давать толкования, иными словами составлять словарные статьи, учитель и подготовленные заранее ученики могут поочередно.
Включение культурологического комментария возможно в формате информационной (констатирующей) части задания, которую необходимо выполнить ученику.
Визуальный комментарий, созданный с учетом общедидактического принципа наглядности, может быть предъявлен ученику в формате картин и иллюстраций, фильмов, экранизаций и мультфильмов, видеороликов, созданных в том числе с применением компьютерной графики.
Также стоит отметить, что большие возможности в использовании комментария на уроках литературы, читай – в формировании навыка целостного анализа текста, нам дает МЭШ. Учитель вправе как создавать собственные контенты, так и применять материалы своих коллег. Это дает возможность расширить образовательные границы до небывалых ранее масштабов.

Таким образом, использование комментария различного типа в изучении и анализе художественного текста еще один шаг к успешному выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников, который по силам сделать многим.

Инна НАХАЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2048