search
main
0

От Голгофы до вершины славы

Многие учителя словесности сталкивались с трудностями изучения творчества Ф.Достоевского. Читательская культура большинства учеников низка. Реестр популярных книг, как правило, заполнен бульварной беллетристикой, остросюжетными детективами и пошловатыми бульварными романами. Вместе с тем для современных подростков характерны сомнения и метания, горькие ошибки и разочарования, поиски смысла жизни и максималистское восприятие окружающего мира.

Следовательно, они вполне могут включиться в разговор о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма, о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека». Поводом для такого разговора и становится для моих студентов роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Академическая программа профессионального учебного заведения не богата временем, отведенным на изучение литературы, лишь 10 уроков отводится нам на постижение глубин творческого сознания великого писателя. И свою задачу я вижу не в охвате необъятного, а в пробуждении интереса юных читателей к творчеству Достоевского, а через него – к важнейшим вопросам человеческого бытия, к осмыслению действительности и своего места в ней. Я, как это ни спорно, иду не от Достоевского к ученику, а от ученика – к Достоевскому. При этом стараюсь не нарушить сложившуюся систему преподавания.

Урок первый

Эпиграф:

«Жизнь – дар, жизнь – счастье…»

(Ф.М.Достоевский)

Сначала была Голгофа.

Он стоял на эшафоте, ослепленный после томительных месяцев угрюмой одиночки серостью зачинающегося петербургского утра 22 декабря 1849 года.

До смерти оставалось несколько минут. Троих уже привязали к столбам. Звучала какая-то команда, он ее не расслышал, но увидел, как серые солдаты подняли ружья на изготовку. Теперь уж – наверное… И этот саван, в который их облачили, и священник в погребальном одеянии поднес уже крест для предсмертного целования, и в ушах еще глухо отдается неотвратимое: «…Отставного инженер-поручика Достоевского… подвергнуть смертной казни расстрелянием…»

Жить оставалось минут пять – не больше. И эти «пять минут казались ему бесконечным сроком, ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, что он еще рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, чтобы в последний раз кругом поглядеть…»

Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. И беспрерывная мысль: «Что если бы не умирать! Что если бы воротить жизнь!.. Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил!..» – так расскажет потом об этом своем дне страстотерпства Достоевский устами князя Мышкина в романе «Идиот».

Мы начинаем с вами знакомство с творчеством человека, прошедшего сквозь тернии бытия и сознания и ставшего духовным наставником миллионов людей во всем мире. Инженер-поручик и литератор Достоевский «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева» был лишен чинов, всех прав состояния и приговорен «к смертной казни расстрелянием». Там, на Голгофе, вся жизнь вдруг «пронеслась в уме, как в калейдоскопе, как молния и картинка, – вспоминал Достоевский. – И словно из невозможного сна сознание вдруг стало увязывать в смысл чужие, отрывистые, как дробь барабана, слова:

Его величество по прочтении всеподданнейшего доклада… повелел вместо смертной казни… Отставного инженер-поручика Федора Достоевского… в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым…»

Все это надо было пережить и не сойти с ума, не сломиться… А впереди еще ждали его каторга, тяжелая солдатская служба, кабальные договоры с издательствами, игорные дома, унизительная бедность. Если чем и вознаградила судьба этого человека, так это счастливой женитьбой на Анне Григорьевне Сниткиной, претерпевшей с ним все тяготы судьбы и закрывшей его глаза на смертном одре.

Для того чтобы учащиеся живо представили себе атмосферу тех лет, я предлагаю их вниманию задание, разработанное в пособии И.А.Фогельсона (Литература учит. 10 класс. – М., «Просвещение», 1990, стр. 178-180).

Прочитайте данные ниже документы. Анализируя их, ответьте на вопросы:

Каким вы видите здесь Ф.М.Достоевского?

Почему он был признан крайне опасным для властей?

Какие детали в документах показались вам особенно интересными?

Какой общий заголовок вы дадите этому материалу?

Опираясь на документы, попробуйте создать живой, образный рассказ о данном периоде жизни Достоевского.

Документ первый

Приговор

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от господина Плещеева (подсудимого) копию с преступного письма литератора Белинского, читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом – у подсудимого Петрашевского… Достоевский был у подсудимого Спешнева во время чтения возмутительного сочинения поручика Григорьева под названием «Солдатская беседа». А потому военный суд приговорил его, отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева лишить… чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.

Документ второй

Отставного поручика Достоевского… лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет.

Заключение генерал-аудитора

Резолюция Николая I: «На четыре года, а потом рядовым».

Документ третий

«Брат, любезный друг мой! Все решено! Я приговорен к четырехлетним работам в крепости (кажется, Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня, 22 декабря, нас отвезли на Семеновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головой шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой. Привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры».

Из письма Ф.М.Достоевского брату

Учащимся предлагается попробовать свои силы в художественном творчестве: создать живой, образный рассказ, «увидеть» действующих лиц, обстоятельства, мизансцены в живых картинах. Требуется представить факты в живых сценах, в которых можно почувствовать и настроение, и атмосферу происходящих событий (не прямыми оценками, а художественными средствами – лексикой, метафорами, сравнениями, конструкцией предложений и т.п.).

Вот, например, как это можно сделать, используя письмо к брату.

Письмо брату

В душной одиночной камере Алексеевского равелина за грубо сколоченным столом склонился над скупым обрывком бумаги узник в арестантской одежде смертника. Его руки еще дрожат от волнения: только что на плацу, где он смиренно отсчитывал минуты до последнего мгновенья жизни, высочайшим повелением его императорского величества смертная казнь была заменена каторжными работами. Он помнит все до мельчайших подробностей: как его с товарищами вывели на Семеновский плац, как читали приговор («…отставного инженер-поручика Достоевского за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве… подвергнуть смертной казни расстрелянием…»), как переломили над головами шпаги и устроили «предсмертный туалет (белые рубахи)», как первых троих поставили к столбу, как прощался в последние минуты с друзьями…

Ах! Как ослепительно сияло солнце на золотых крестах собора! Какое синее небо куполом висело над Петербургом! Всего несколько минут отделяло его от заветного порога между жизнью и смертью. О чем думал он в эти страшные минуты?

Вся жизнь, как одно мгновенье, промелькнула тогда в его голове: родительский дом, детские забавы, лицо любимого брата… Именно ему пишет он сейчас письмо: «…Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый!»

В конце урока можно зачитать одну-две работы.

Татьяна РЕПИНА, учитель литературы, Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте