search
main
0

От Года учителя – к веку образования. Первая Педагогическая ассамблея открылась в РГПУ имени Герцена

Ректор РГПУ имени Герцена, гостеприимно и радушно принимавший гостей ассамблеи, Геннадий Бордовский в своем выступлении отметил, что «главная задача школы – способствовать личностному росту учеников». Но это невозможно без роста самого учителя, «портрет которого должен быть ярче, чем портрет самого лучшего ученика». Говоря о подготовке специалистов, Геннадий Алексеевич уточнил, что «из школы должны выходить не молодые старички, а люди, понимающие всю широту жизни».

Елена Валентиновна рассказала, что в 56-й гимназии разработана индивидуальная карта здоровья педагогов, есть кабинет психологической разгрузки, в гимназии также работает программа «Здоровый учитель». В завершение работы выступил руководитель площадки Виктор Малыгин. Виктор Трофимович рассказал о том, что в этом году пройдет Всероссийский конкурс «», итоги которого будут подведены 7 апреля во Всемирный день здоровья. В нем примут участие 344 вуза, подведомственных Рособразованию, и 47, относящихся к Минздравсоцразвитию. В результате 300 лучших вузов получат возможность построить у себя бассейны.

Комментарий «УГ»МнениеАртур ЗАРУБА, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992»:- Хотелось бы, чтобы средства вкладывали не только в оснащение педагогического процесса, а и в образование учителя для повышения его компьютерной, педагогической, психологической грамотности и повышения общей культуры.Дмитрий РЫТОВ, победитель конкурса «Учитель года России-1997»:- Завершения начатых творческих проектов, а также рождения и воплощения новых идей…Вадим МУРАНОВ, победитель конкурса «Учитель года России-2009»:- Как простой учитель я ожидаю от Года учителя повышения заработной платы, больше позитивной информации о школе и учителях в СМИ, хотелось бы, чтобы государство, чиновники, ученые принимали во внимание мнение учителей, прежде чем вносить в школы что-то новое, чтобы хотя бы с передовыми учителями советовались по различным вопросам.

Жить в будущем

Геннадий Бордовский предложил создавать федеральные сетевые университеты, которые будут способствовать интеграции усилий по повышению квалификации преподавательских кадров. Он также предложил свой лозунг начавшегося года: «От Года учителя – к веку образования». Так как XXI век был объявлен ЮНЕСКО веком образования.

Учитель математики магнитогорской школы №5, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» Наталья Никифорова считает, что основной упор надо делать «на оказание помощи ученикам в умении учиться принимать решения, а также прививать навыки общения, а не замыкаться на запоминании информации».

– Работа учителя должна быть творческой, – убеждена Наталья Никифорова, – а урок – уроком общения, чтобы ребята учились на нем говорить, вести диалоги. Можно также делегировать ряд полномочий самим ребятам для контролирования учебного процесса. Она уверена в необходимости пользоваться достижениями научно-технического прогресса.

– Неправильно, когда интерактивные доски используются только для показа слайдов, – отметила Никифорова. Кроме того, Наталья Сергеевна считает, что в России можно организовать стажировки учителей в лучших инновационных школах других регионов.

Учитель истории санкт-петербургской гимназии №157 Игорь Персианов, отметил, что «ученику достаточно легко нанести психологическую травму, подростки ранимы, педагоги лучше их должны знать молодежную субкультуру, чтобы находить общий язык со своими учениками». Он также считает, что государство должно субсидировать СМИ, которые будут работать над созданием положительного образа учителя. «Думаю, это должен быть государственный заказ», – заявил учитель.

Председатель совета лицея №18 города Калининграда Вячеслав Еремеев считает, что качество образования можно повысить, если давать детям образование не только с учетом прошлого, но и учить их навыкам жить в будущем. На примере своей школы он рассказал об активной роли родительского совета школы, который активно поддерживает преподавательский состав. Вячеслав Еремеев также предложил внести изменения в Федеральный закон №94, где, по его мнению, недостаточно четко прописаны нормы государственного заказа на обеспечение школы.

Как всегда, ярким и запоминающимся было выступление ректора МГУ, бессменного председателя Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» Виктора Садовничего. Он предложил организовать систему летних школ для педагогов на базе МГУ. Также Виктор Антонович заявил о необходимости проводить съезды учителей-предметников. Ректор МГУ отметил роль олимпиад в поисках талантливых учеников: «Это вопрос стратегический, так как нашей стране нужны специалисты, способные держать российскую экономику на самом высоком уровне».

Итоги пленарного заседания Педагогической ассамблеи подвел министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что «заработная плата учителя должна быть не ниже, чем в экономическом секторе региона». Кроме того, Андрей Александрович отметил, что надеется на поддержку ректоров, чтобы создавать в ведущих вузах курсы повышения квалификации учителей.

– Это мощный стимул для учителей – учиться. А для их учеников – выбрать эти вузы для поступления. Вузы должны идти в школы, -заявил министр и добавил, что через 3-4 года число студентов в российских вузах уменьшится примерно вдвое, это связано с демографическим спадом.

«Надо, чтобы ученики шли в лучшие вузы и чтобы в этих высших учебных заведениях обязательно учили учителей». Вернувшись еще раз к теме зарплаты, министр подчеркнул, что «хорошие учителя должны получать больше, а плохим – не место в школе».

После пленарного заседания Андрея Фурсенко плотным кольцом окружили журналисты. Их здесь было немало – и столичных, и петербургских. Примечательно, что опять спрашивали в основном про ЕГЭ. Андрей Александрович отметил, что ЕГЭ нуждается в изменениях, но «базовые вещи должны остаться, и никто это не ставит под сомнение. При этом не надо подменять систему образования подготовкой к ЕГЭ, баланс необходимо перенести на процесс образования – интересный и цельный сам по себе».

Ректор РГПУ Геннадий Бордовский на вопрос, где же все-таки лучше вести подготовку учителей – в педвузе или классическом университете, заметил, что дело не в названии. Если классический университет будет интегрирован с системой местного образования, тесно связан со школой, то тогда обучение там учителей можно только приветствовать.

– Нельзя просто реорганизовать педвузы в педфакультеты, не продумав весь комплекс вопросов, – убежден Геннадий Алексеевич.

…На пленарном заседании были намечены основные пути обновления педагогического образования и развития российской школы в целом. Работа открытых дискуссионных площадок, проходивших в рамках Педагогической ассамблеи в течение двух дней, позволила более подробно и детально рассмотреть все многообразие вопросов, связанных с образованием, начиная от дошкольного периода и заканчивая подготовкой преподавателей для высшей школы.

Мужчины детей уважают тоже… но они строгие

Современному ребенку не хватает любви. Компетентности взрослых. Ответственности. Возможностей реализовать собственные инициативы. Так это или не совсем, решали на открытой для дискуссий площадке «Дошкольное образование – начало пути».

«Взрослые! Если грустите, кошки скребут на душе – детство в аптеке спросите: в капельках или в драже». Этим стихотворением в прошлом физик и астроном, а ныне дипломант всевозможных конкурсов, проводимых для педагогов-дошкольников, Татьяна Зимина, 14 лет жизни отдавшая санкт-петербургскому детскому саду №38, закончила свой рассказ о том, как видят себя, сверстников и взрослых сами малыши.

Портрет ребенка стал необходим для разговора о том, какого педагога ждет детский сад сегодня. А школа? И чего ожидают от учителя нынешние мамы и папы, бабушки и дедушки? Дискуссию открыл ректор Омского государственного педуниверситета Константин Чуркин, который обратил внимание, что для перегруженного информацией маленького человечка отнюдь не достаточно быть рядом со взрослым. Этот взрослый должен быть наставником, то есть грамотным, всесторонне развитым и компетентным проводником по жизни, которая только начинается. И каково будет это начало, всецело зависит от воспитателя. К интеллектуальному багажу педагога-дошкольника прилагается еще огромная обязанность – он должен искренне любить своих подопечных. Потому что равнодушие и формализм могут породить только отторжение и недоверие. В Омске создают специальные базы практик, где студенты отрабатывают методики, общаясь с реальными детьми. Такие центры только похожи на детские сады, ребята в них находятся четыре часа, там не укладывают спать и не кормят кашей, но пользуются они огромной популярностью не только у родителей, озабоченных, куда бы пристроить из-за переполненности учреждений дошкольного образования чадо, но и у самих будущих педагогов. Они на деле проверяют, на что способны. И зачастую именно практика выявляет, есть ли у них педагогическое призвание. Недаром ведь говорят, что чем меньше ребенок, тем талантливее должен быть учитель.

Любопытную вещь выявили исследователи детских проблем: мужского воспитания не хватает и мальчикам, и девочкам. Многие из них при опросе, хотели бы они, чтобы в садиках были воспитатели-мужчины, отвечали «да». Правда, кого-то из них такая ситуация пугает, так как сильному полу приписывают излишнюю строгость, мол, тогда не забалуешь.

Информации к размышлению на встрече оказалось предостаточно. И у теоретиков, и у практиков немало собственных примеров того, «что такое хорошо, а что такое плохо» в воспитании. Соблюсти баланс между неформальным отношением и должностными обязанностями непросто. Резолюцию вывели все дискутирующие единогласно: воспитание настолько сложная вещь, что готовить дошкольников нужно серьезно и многогранно, а этому способствует только качественное образование будущих воспитателей в высшей школе.

Сохранить нельзя закрыть

Обсуждение на дискуссионной площадке по теме «Сельская школа: новые возможности» началось со статистики. Сегодня общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют почти 70 процентов от численности всех общеобразовательных учреждений России. В них обучаются 30 процентов детей и работают 40 процентов учителей. При этом наблюдаются тенденции сокращения их численности. К примеру, за последние 10 лет количество подобных образовательных учреждений сократилось примерно на две тысячи.

По мнению участников дискуссии, которые представляли 22 региона России, сокращение численности сельских школ – один из важных проблемных вопросов системы образования. Как заметил в своем выступлении председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, сельская школа часто выполняет селообразующую функцию. Если гибнет школа, гибнет село. Если школа развивается, то развивается и поселение, в котором она находится.

Вообще феномен сельской школы – это совокупность многих составляющих. Например, это и социальный институт, который влияет на особое мировосприятие выпускника. Сельская школа воспитывает такие социальные качества, как патриотизм, дружба.

Сельская школа в большей степени, чем городская, играет компенсаторную роль, зачастую выполняя роль воспитателя, друга. Для нее присущи более доверительные отношения между учеником и учителем. В то же время этот феномен является фактором риска, поскольку выпускник сельской школы, попадая в большой город, сталкивается с иной социокультурной средой и испытывает при этом немалые трудности.

Что касается проблем сельской школы, то, по утверждению участников дискуссии, они во всех регионах в основном одинаковые. В частности, отсутствует качественная подготовка педагогических кадров. Ведь учитель сельской школы должен быть не только универсалом-предметником, но и педагогом-надпредметником, владеющим несколькими профилями, человеком, обладающим особым культурологическим потенциалом. Бакалавриата для подготовки такого учителя недостаточно.

Как проблему можно обозначить определенную социокультурную замкнутость сельской школы, когда учителя не торопятся устанавливать интенсивные профессиональные контакты. А также отсутствие учреждений культуры на селе, ряд социальных проблем. Кроме того, должно быть переосмыслено нормативно-подушевое финансирование в отношении малокомплектной сельской школы, поскольку есть образовательные учреждения, где обучаются всего 15-20 детей.

В решении многих проблем сельской школы может сыграть важную роль региональная политика. Сельские школы бывают разные, и к каждой из них нужно подходить индивидуально, учитывая территориальные условия. Большинство областей в России придерживаются позиции сохранения и развития сельской школы.

Быть или не быть?

Основная школа – едва ли не самая проблемная ступень в образовании. С этим вряд ли кто-то будет спорить. В начальной школе ребенок жаждет познания, он естественно мотивирован на обучение, старшеклассники, как правило, готовятся к поступлению в вуз, и потому их не надо заставлять учиться. Среднее звено – с 5-го по 9-й класс – приходится на самый сложный подростковый возраст – с 11 до 15 лет. Причем задачи этого периода школьного обучения не всегда понимают не только сами дети, но зачастую и их родители, а иногда и педагоги. Поэтому не случайно работа дискуссионной площадки «Основная школа: социокультурная обусловленность изменений» вызвала особый интерес у участников Педагогической ассамблеи. Модераторами площадки, профессорами кафедры педагогики РГПУ имени Герцена Еленой Пискуновой и Андреем Бахмутским были предложены три главных вопроса для обсуждения: что является результатом основного образования, какими ресурсами мы для этого располагаем и что должно измениться в подготовке учителя основной школы. Руководителем дискуссионной площадки был ректор Вологодского педуниверситета Александр Лешуков. Говоря о подготовке учителя для основной школы, Александр Павлович отметил, что в области сегодня, к сожалению, снижается доля педагогов с высшим образованием, идет старение педкадров, доля молодых специалистов в школах составляет всего лишь пять процентов. Привлечь молодежь можно не только высокой зарплатой, но и поднятием престижа учительской профессии, считает Александр Лешуков. Сегодня же пока конкурс в педуниверситеты в среднем 3 человека на место, в классические университеты – больше 6. Александр Павлович убежден, что для улучшения качества подготовки учителя необходимо увеличить время, отводимое на педпрактику, а также проводить более активную профориентационную работу среди старшеклассников, создавать педагогические классы, где будут учиться мотивированные на получение учительской профессии ребята. Среди предложений Александра Лешукова также обновление содержания педобразования, привлечение для преподавания в педвузы учителей-практиков, адресная подготовка учителей, включение в учебный процесс новых курсов, в том числе и региональной тематики. К примеру, в Вологодской области уже на протяжении нескольких лет реализуется региональная программа «Истоки», которой сегодня уже заинтересовались в регионах России.

Елена Иваньшина, учитель химии и естествознания лицея №150 Санкт-Петербурга и одновременно преподаватель кафедры естествознания РГПУ, считает, что в подготовку учителей основной школы необходимо ввести интегративные курсы, так как именно они помогают формировать у ребят с 5-го по 9-й класс целостную картину мира, дают им ключ к саморазвитию и самообразованию.

Социальный заказ школе

Открытая площадка для дискуссии «Школа и общество: государственно-общественное управление образованием» Педагогической ассамблеи заинтересовала тех, кто хочет более активно привлекать родителей к участию в выработке образовательных стратегий.

По словам ректора Барнаульского педуниветситета Владимира Лопаткина, который озвучил результаты проведенного вузом и Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи мониторингового исследования, у государственно-общественного управления есть перспективы. Отмечено, что чем больше тип поселения, тем шире и современнее информационное пространство. Представители общественных организаций считают, что сотрудничество не должно носить форму грубого вмешательства, а может выражаться в современной деятельности по решению насущных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Оценивать учительский труд родители вообще не берутся, делегируя этот вопрос специалистам. При этом жители села и малых городов больше доверяют оценке школьной администрации и органов управления образованием, а жители краевого центра в большей степени ориентируются на мнение педколлектива.

Управленческая ситуация в школах меняется очень быстро. Заинтересованность общества деятельностью учреждений образования растет. Равно как и учебное заведение все сильнее понимает, что без участия окружающих решить свои проблемы не в состоянии.

Вуз здорового образа жизни

– К сожалению, российская традиция такова, что к своему здоровью мы относимся весьма пренебрежительно, учителя в этом вопросе не исключение, – заявил модератор площадки «Здоровье учителя и учиника» Геннадий Пономарев, декан факультета физической культуры РГПУ имени Герцена. В подтверждение этой мысли руководитель дискуссионной площадки ректор Владимирского государственного гуманитарного университета Виктор Малыгин привел данные соцопроса студентов, проведенного Комитетом Госдумы по охране здоровья. В списке важнейших ценностей здоровье оказалось на последнем месте. Учитель в школе, преподаватель в вузе должны быть примером для своих учеников во всем. В том числе и в бережном отношении к своему собственному здоровью, школа в тесной связи с семьей должна пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом, убежден Виктор Трофимович.

Об интересном опыте – организации в школе спортивно-оздоровительного клуба для педагогов рассказал учитель физкультуры из 14-й школы Санкт-Петербурга Максим Багров.

– Поначалу учителя отказывались ходить в этот клуб, пришлось прибегнуть к административному ресурсу, тем более что руководство школы напрямую заинтересовано в том, чтобы работники меньше болели. Зато сейчас педагоги нашей школы с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях, занимаются в спортивных секциях и участвуют в совместных экскурсиях.

Татьяна Токмакова, учитель химии и биологии 430-й санкт-петербургской школы, почетный работник народного образования, продемонстрировала участникам дискуссии видеоролик «Нет наркотикам», который сделали ее ученики.

– Формирование здорового образа жизни должно проходить в первую очередь в школе, – убеждена Татьяна Николаевна. – Причем не только на уроках биологии, химии, ОБЖ, физической культуры, но и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Елена Меттус, психолог 56-й гимназии Санкт-Петербурга, подробно проанализировала ситуацию, складывающуюся со здоровьем учителей.

Синдром эмоционального выгорания, к сожалению, весьма распространен среди педагогов, они зачастую страдают не только от сердечно-сосудистых заболеваний, но и от неврологических, причем, как правило, не обращаются к врачам. В результате снижается интерес к работе. Педагоги быстро устают, раздражаются по пустякам, а это сказывается на учениках.

Елена Валентиновна рассказала, что в 56-й гимназии разработана индивидуальная карта здоровья педагогов, есть кабинет психологической разгрузки, в гимназии также работает программа «Здоровый учитель». В завершение работы выступил руководитель площадки Виктор Малыгин. Виктор Трофимович рассказал о том, что в этом году пройдет Всероссийский конкурс «Вуз здорового образа жизни», итоги которого будут подведены 7 апреля во Всемирный день здоровья. В нем примут участие 344 вуза, подведомственных Рособразованию, и 47, относящихся к Минздравсоцразвитию. В результате 300 лучших вузов получат возможность построить у себя бассейны.

У педагогов появится свой Профессиональный кодекс

Первая Педагогическая ассамблея войдет в историю отечественного образования еще и потому, что именно здесь впервые прошло широкое обсуждение проекта «Профессиональный кодекс учителя», о необходимости которого говорят уже давно.

– Считаю очень своевременным появление Профессионального кодекса учителя, – заявила в своем выступлении на подведении итогов Педагогической ассамблеи учитель лицея №64 Омска Татьяна Углирж. – Врачи дают клятву Гиппократа, военные приносят присягу, миссия учителя не менее важна, ведь именно в школе формируются жизненные цели и приоритеты. Татьяна Александровна призвала всех российских учителей включиться в обсуждение «Профессионального кодекса учителя», в котором определяются источники и принципы этики учителя, требования к личности учителя, а также регламентируются отношения педагога с учениками, с педагогическим сообществом, с родителями учеников с обществом и государством. Весьма интересные суждения по поводу кодекса высказал президент РАО Николай Никандров. Он заметил, что Россия – многонациональная страна. Поэтому в кодексе это тоже должно быть зафиксировано, а там есть только положение, касающиеся русского языка, – «учитель соблюдает правила русского языка…». Кроме того, Николай Дмитриевич заметил: «У нас есть проблемы в образовании, но они не связаны с плохой подготовкой учителя». Обобщила результаты работы открытых дискуссионных площадок о новой школе и новом учителе (они нашли свое отражение в резолюции Педагогической ассамблеи) заведующая кафедрой педагогики РГПУ имени Герцена Алла Тряпицына. Так, среди первоочередных задач в этой резолюции называются обновление процедур отбора абитуриентов в педвузы, введение экзамена на должность учителя, проведение работодателями общественной аттестации выпускников, освоивших образовательные программы подготовки учителя, введение практики интернатуры, развитие педагогических университетов как крупных исследовательских центров подготовки педкадров.

Работа ассамблеи завершилась выступлением директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игоря Реморенко:

– Год учителя, как мне кажется, не должен проходить в атмосфере помпезности. Не это главное, важно, чтобы общество увидело, что школа, учителя, педагогическая общественность – все мы настоящие профессионалы. И еще хочется, чтобы у учителей было больше самостоятельности в принятии решений…

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Лора ЗУЕВА, Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте