search
main
0

От Филадельфии до Камбоджи. 100 миллионов человек приняли участие в реализации инициативы «Партнерство в образовании» в разных странах мира

За прошедшие тридцать лет информационно-коммуникационные технологии превратились в мощный двигатель экономического роста. Безусловно, это лишь один из факторов в сложной головоломке социально-экономического развития. Но можно быть уверенным в одном – хорошее образование и, по крайней мере, базовые навыки работы на компьютере готовят людей и в развитых, и в развивающихся странах к овладению профессиями на рынке труда XXI века.

На протяжении более чем десятилетия корпорация Microsoft анализировала, что она как лидер технологической отрасли и социально ответственная компания может сделать для удовлетворения этих потребностей. В 2003 году корпорация приступила к реализации программы «Партнерство в образовании» – глобальной инициативы, рассчитанной на пять лет. Цели инициативы включают расширение доступа школ к технологиям, поощрение новаторских подходов к педагогике и профессиональному совершенствованию преподавателей и предоставление руководителям в сфере образования средств для формирования концепции реформ, реализации изменений и управления ими. С тех пор программа затронула более чем 100 миллионов учеников, преподавателей и руководителей образовательных ведомств, определяющих политику в этой области, в 101 стране мира.

Инициатива «Партнерство в образовании» уникальна не только масштабностью проекта, но и структурой, которая базируется на соглашениях о совместных действиях с правительствами и неправительственными организациями разных стран мира.

С начала реализации инициативы «Партнерство в образовании» во многих странах произошли значительные перемены, которые обеспечили повышение эффективности и качества образования. Заслуга в достижении этих успехов принадлежит сотням преданных делу преподавателей, руководителей школ и образовательных ведомств, которые в полной мере использовали программные средства и ресурсы, предложенные по линии инициативы.

Инициатива «Партнерство в образовании» предоставляет педагогам новые методы работы с технологиями и развития критического мышления учеников.

Великобритания

Британская система образования дала современному миру немало великих писателей, ученых и мыслителей. Однако в последние годы педагоги и руководители образовательных ведомств стали задаваться вопросом: действительно ли существующая, жестко структурированная программа обучения и упор на экзамены, от которых зависит очень многое, способствуют получению знаний и навыков, которые потребуются учащимся в XXI веке? Разработанная британской исследовательской организацией Futurelab и поддержанная грантом в размере 2 миллионов долларов США по линии инициативы «Партнерство в образовании» программа «Пытливые умы» (Enquiring Minds) представляет собой новаторский подход к учебе, ориентированный не на результаты тестов, а на иную цель – развить в детях интерес к исследованиям, творчеству и созданию новых знаний.

«Пытливые умы» – непрерывный эксперимент по формированию новых моделей преподавания и учебы. Школьники выстраивают учебный план, оставляя время на совместную работу с другими ребятами и самообучение, и создают необходимые для этого цифровые инструменты. В рамках проекта также тестируются новые подходы к анализу результатов учебного процесса.

В настоящее время Futurelab в экспериментальном порядке реализует программу в двух школах в районе Бристоля. Результаты пилотных проектов будут использованы для преобразования учебных программ в Великобритании в рамках правительственной инициативы Building Schools for the Future («Создание школ будущего»), предполагающей модернизацию всех средних школ страны на протяжении следующих 10 лет.

Сингапур

Сингапурское агентство по развитию ИКТ (Infocomm Development Authority) и корпорация Microsoft приступили к созданию BackPack.NET – программы, которая поощряет исследовательский подход, творчество и индивидуальное обучение благодаря новым способам применения ИКТ на уроках.

В женской школе Кресент, «школе-первопроходце» программы BackPack.NET, все 1600 учениц имеют собственные планшетные ПК, на которых установлен пакет специализированных приложений, разработанных местными компаниями. Цифровые мультимедийные учебники по многим предметам пришли на смену бумажным версиям. Большинство расписаний классных занятий, учебных планов и заданий размещены на веб-узле школы. А вместо бумажных конспектов школьницы чертят визуальные «диаграммы идей», помогающие разобраться в изучаемом материале.

Практические исследования в школе отражают уникальный подход, применяемый в BackPack.NET, – систематическую разработку и тестирование передовых технологий в условиях реальных классных занятий и последующее применение полученных знаний в новых методиках преподавания, которые могут быть распространены на другие системы школьного образования.

Программы инициативы «Партнерство в образовании» рассчитаны на длительную перспективу, обеспечивают более широкий доступ к компьютерам и обучение навыкам работы с ИКТ педагогов в развивающихся странах.

Индия

Население Индии уже превысило отметку в 1,1 миллиарда человек. Сегодня эта страна стремительно входит в XXI столетие, не оставляя попыток преодолеть огромный разрыв между богатыми и бедными. Задача состоит в том, чтобы обучить большее число людей навыкам и умениям, которые помогут им выкарабкаться из нищеты, и использовать гигантский людской потенциал страны. На протяжении четырех лет корпорация Microsoft совместно с правительственными чиновниками и педагогами Индии работала над серией инициатив в области распространения компьютерной грамотности и руководства образовательным процессом, которые в совокупности назывались Project Shiksha («Проект Шикша»). Среди достижений проекта к настоящему времени – обучение более чем 160000 преподавателей применению ИКТ на уроках.

Выводя эту работу на более высокий уровень, корпорация Microsoft установила партнерские отношения с министерствами образования штатов, колледжами и университетами в целях включения обязательных учебных планов по ИКТ в индийскую систему начальной подготовки преподавателей. Начальное обучение преподавателей – важнейший исходный пункт для включения ИКТ в систему школьного образования Индии не только из-за возможности широкого охвата, но и потому, что молодые преподаватели зачастую легче воспринимают новые подходы и методы.

Только в 2008 году от 50000 до 60000 молодых преподавателей пройдут обучение навыкам работы с ИКТ в рамках инициатив корпорации Microsoft в области начального педагогического образования. Эти преподаватели в свою очередь передадут знания приблизительно 25-30 миллионам учеников.

Первый и крупнейший проект начальной подготовки преподавателей в штате Махараштра предполагает включение разработанного корпорацией Microsoft учебного плана по ИКТ в программы подготовки преподавателей в 530 колледжах. Цель проекта – до 2010 года научить 105000 будущих преподавателей уверенно применять эти технологии на уроках в школах полного среднего образования. Они познакомят с новыми технологиями приблизительно 5 миллионов учеников.

Колумбия

Способы доставки компьютеров в школу бывают разными. Представьте такую картину: по каменистому берегу ручья осел с привязанной к спине большой коробкой доставляет восстановленный компьютер в сельскую школу. Безусловно, метод перевозки компьютеров необычный, однако вьючные животные – зачастую самый приемлемый вид транспорта в колумбийской глубинке.

Оснащение колумбийских школ, включая самые отдаленные районы, персональными компьютерами было приоритетной задачей правительства с конца 1990-х годов. В развивающейся стране, такой как Колумбия, где только 6 процентов всего населения имеет доступ к компьютерам, сочетание восстановленных ПК и новаторских программ лицензирования программного обеспечения, предложенных корпорацией Microsoft, существенно увеличило количество компьютеров в школах – с одного компьютера на 142 учащихся в 2002 году до одного ПК на 48 учащихся к 2006 году.

Доступ к компьютерам и необходимому для их использования программному обеспечению – первый шаг в применении возможностей технологии для развития процессов преподавания и учебы. Инициатива «Партнерство в образовании» реализует в Колумбии программу Fresh Start for Donated Computers («Новая жизнь компьютера»), по которой старые ПК обретают новую жизнь благодаря предоставлению школам необходимой документации и бесплатных установочных компакт-дисков с Microsoft Windows 2000 Professional Edition.

Проектная деятельность инициативы «Партнерство в образовании» развивает навыки постоянного самообучения.

Филадельфийская Школа будущего – ультрасовременная государственная средняя школа. Она появилась в 2003 году в результате совместной работы представителей инициативы «Партнерство в образовании» и школьного округа Филадельфии. Цель проекта – создать учебную атмосферу XXI века, в которой ученики развивают критическое мышление, навыки общения, решения проблем, работы в команде и другие умения, являющиеся важнейшим условием успеха в работе и в жизни. Именно в такой атмосфере сегодня учатся 750 школьников. Учащиеся и преподаватели имеют широкий доступ к информационным технологиям и цифровым ресурсам, поддерживающим творческие методы преподавания и постоянное самообучение. Преподаватели совместно работают над уроками по общим темам, объединяющим несколько предметов, включая в них общественную деятельность. Учитывая, что ученики усваивают знания по-разному, школа поддерживает гибкие методы обучения, ориентированные на индивидуальные потребности каждого ребенка.

В настоящее время корпорация Microsoft и школьный округ Филадельфии знакомят руководителей школ по всему миру со своим опытом партнерства как с моделью эффективного учебного процесса, который готовит учащихся к успеху в XXI веке.

Инициатива «Партнерство в образовании» создает и поддерживает сообщества преподавателей по всему миру.

Камбоджа

В начале 2007 года 180 учителей из 18 стран Азиатско-Тихоокеанского региона собрались на организованную корпорацией Microsoft ежегодную конференцию преподавателей-новаторов в Сиам-Рипе (Камбоджа) для обмена идеями и изучения новых методов совместной работы. Еще через несколько недель 150 преподавателей, представляющих 40 стран Европы, Ближнего Востока и Африки, встретились на региональном форуме в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО для обмена передовым опытом, налаживания связей и изучения новых методов совершенствования преподавания с помощью информационных технологий. Серия региональных форумов каждый год завершается международной конференцией Worldwide Innovative Teachers Forum (Всемирный форум преподавателей-новаторов). Эти форумы – часть программы для творческих учителей в рамках инициативы «Партнерство в образовании», которая также включает сетевое сообщество преподавателей-новаторов (Innovative Teachers Network – ITN) – быстро растущее семейство веб-порталов, где учителя из 52 стран мира могут встречаться, чтобы обмениваться идеями и методиками.

Ольга ДУБРОВИНА, по материалам доклада о ходе реализации международной инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» в 2007 году

NB!

С полным текстом доклада можно познакомиться по адресу: http://www. microsoft.com/education/partnersinlearning.mspx

А как считаете вы?

Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность – способность человека использовать IT-технологии для доступа, создания и поиска информации, ее идентификации и интеграции, обработки, анализа и передачи. Как исходя из этого определения вы оцениваете свой уровень ИКТ-компетенции? Как базовый, ниже базового или продвинутый?

Уважаемые читатели! Ждем ваших ответов по адресу: maksim@ug.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте