search
main
0

От экологии души к экологии пространства

​О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь все в нашем многосложном мире взаимосвязано. Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников я вижу в глубине познания окружающего мира.

Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Моя педагогическая концепция «Экологическое воспитание как составляющая всестороннего развития личности ребенка» помогает воспитывать экологическую культуру  с самого раннего детства, воздействуя и на сознание детей, и на их подсознание. Вряд ли можно найти много желающих экообразовываться,  а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать – это любит делать почти каждый ребенок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление, восхищение, уважение и желание помочь природе. Ее надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души к экологии пространства. Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то равнодушный, то душевный, одновременно он и хранитель природы, но он же и ее разрушитель. Защищать природу надо не от мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет.Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму». При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка и коллективизм.Я считаю, что экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решение, как вести себя в окружающем мире.  Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. То, что стараюсь сделать я в этом направлении, – это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Я уверена, что человек становится глубоко нравственным только тогда, когда жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека. И следует всем нам бережно относиться друг к другу, уважать жизнь и проявлять уважение к миру.Галина ЧИНДЯЕВА, учитель начальных классов  школы №1980, победитель конкурса «Грант Москвы-2012» в сфере образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте