search
main
0

От единого информационно-образовательного пространства к открытой образовательной системе города

​Муниципальная система образования города Нефтекамска представлена 36 детскими садами и 19 общеобразовательными школами, двумя гимназиями и лицеем, шестью организациями дополнительного образования. Основной задачей муниципальной системы образования является предоставление качественных образовательных услуг для любой категории обучающихся. Для реализации этой задачи разрабатывается и активно внедряется единое информационно-образовательное пространство города.

В рамках программы модернизации образовательные организации города Нефтекамска были оснащены средствами информатизации. Этот проект значительно улучшил состояние материально-технической базы школ. Новое учебно-лабораторное оборудование кабинетов способствует формированию информационной образовательной среды каждого образовательного учреждения, а также положительно влияет на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Активно внедряется в учебный процесс в общеобразовательных организациях города технология смешанного обучения. Происходит это за счет организации работы в системе дистанционного обучения MOODLE. Благодаря введению смешанного обучения решаются актуальные задачи, но самое главное – повышается эффективность образовательного процесса в целом.Помимо этого в школах города ведется активная работа по апробации и введению в учебный процесс электронных учебников. Три образовательные организации МОАУ «Лицей №1», МОБУ «Гимназия №1», МОБУ «Башкирская гимназия» в текущем учебном году приняли участие в апробации электронных форм учебников. Участие в апробации дало возможность учителям-предметникам повысить профессиональный уровень, расширить спектр педагогических технологий, у обучающихся повысились мотивация и качество знаний, родители отметили большую заинтересованность детей в учебном процессе, стали более уверены в будущей социализации детей в современном цифровом мире. На данный момент организована работа с издательствами «Просвещение» (история), «Русская словесность» (география, музыка, право, история), «Дрофа» (физика).С целью содействия развитию инновационной деятельности образовательного пространства города и практической поддержки инновационных процессов в сфере образования при МБУ ИМЦ создан Центр инноваций. В рамках работы Центра инноваций 100% ОО провели SWOT-анализ потенциала инновационного развития учреждения. Проведены исследования по выявлению педагогических затруднений учителей всех общеобразовательных организаций города.В текущем году впервые в городе была создана и начала работу инновационная лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов». Данная работа строится совместно с Институтом развития образования Республики Башкортостан. Основной целью деятельности лаборатории является обеспечение модернизации городской системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития города Нефтекамска, Республики Башкортостан, Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. В течение года было проведено несколько встреч по различной тематике. 30 января 2015 года на базе МОАУ «Лицей №1» состоялся семинар по электронному образованию «Смешанное обучение – тренд современного образования» с приглашением творческой группы педагогов МАОУ СОШ №159 г. Уфы.В целом работа в рамках инновационной деятельности позволила определить потенциал ОО и готовность педагогов к внедрению и реализации современных идей и технологий.Одним из инновационных элементов единого пространства явилось создание собственного школьного телевидения. Этот проект организовывался не просто для выпуска телепередач, а для создания единого интерактивного виртуального информационного пространства. Мы надеялись, что это телевидение объединит в одно информационное поле всех участников образовательного процесса. Как изначально и задумывалось, главными создателями школьного телевидения «sCOOL-tv» («sCOOL-tv» – игра слов (school с англ. яз – школа; COOL – классный, интересный) стали сами учащиеся, имеющие представление о журналистике и умеющие работать с теле- и видеоаппаратурой. Проект был запущен в ноябре, а первый выпуск зрители увидели уже 1 декабря 2014 года.В январе 2015 года совместно с городским телеканалом «UTV» была открыта школа «UTV», в которой школьники получают теоретические и практические знания в области телевидения и журналистики от настоящих профессионалов – работников канала.Результатом этой грандиозной, напряженной, но очень увлекательной работы стало создание внутрисетевого школьного телевидения. На сегодняшний момент сервер распространяет разные виды материалов по образовательным организациям города. Это объединяет школы города в сеть для передачи информации образовательного и воспитательного характера.Одним из компонентов информационно-образовательной среды являются сайты образовательных организаций, так как посредством их можно собирать информацию и управлять ею. Сайты размещаются в сети Интернет, следовательно, они являются визитной карточкой образовательной организации, так как информацию о ней в первую очередь принято искать в Интернете. Детям сайт необходим в качестве шпаргалки, чтобы знакомиться с педагогическим коллективом, внеклассными занятиями, расписаниями, текущими и предстоящими событиями в образовательной организации, картой безопасной дороги. Сайт необходим и родителям в качестве первейшего источника информации как при поступлении в образовательную организацию, так и при обучении детей.Мониторинг сайтов показывает, что количество и качество информации на сайтах образовательных организаций ежегодно повышается. Несомненно, максимальное использование возможностей сайтов образовательными организациями позволит построить информационно-образовательную среду, которая улучшит качество образовательного процесса.Создание единого информационного образовательного пространства происходит не только на уровне города, но и на уровне каждой образовательной организации, когда необходимо интегрировать всех участников образовательного процесса – педагогический коллектив, обучающихся, родителей.Яркий пример успешного взаимодействия образовательной организации и родителей продемонстрировал опыт МОБУ СОШ №10 «Центр образования». Силами педагогического коллектива этой школы была разработана виртуальная служба «Шпаргалка для родителей», которая размещена на сайте образовательной организации.Материалы этой службы обобщены и систематизированы таким образом, чтобы необходимую информацию можно было получить в одном месте по разным направлениям: «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Основное образование». В «Виртуальной методической службе» для родителей школьников размещены памятки, инструкции с объяснением трудных тем по учебным предметам, алгоритмы разборов по русскому языку, решения задач по математике и т. д. Собраны материалы по процедуре проведения ГИА, чтобы родители получили исчерпывающие ответы на все вопросы: выбор профиля в 10-м классе, алгоритм повышения качества знаний по предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ, рекомендации детей и родителей, успешно прошедших данные испытания. В разделе «Дошкольное образование» виртуальной методической службы представлена информация для проведения диагностики сформированности предметных умений, развития необходимых умений: кругозора, внимания, речи, памяти и других, даны рекомендации для повышения методической грамотности родителей.Информатизация образовательного пространства – приоритетное направление развития МОБУ «Гимназия №1». С внедрением электронного образования актуальным стал вопрос о создании универсального интерактивного кабинета. В гимназии он был создан на базе библиотеки и объединил в себе виртуальную учительскую, медиатеку и электронную библиотеку.Сегодня увеличивается число каналов информации, усложняется документооборот, для работы с которым требуется высокая мобильность. У каждого члена администрации существует свой список документов под каждую производственную задачу. Особенности этих документов в том, что часто они с общим доступом. В этом учебном году для систематизации разных направлений работы гимназии был реализован проект по созданию виртуальной учительской – рабочей среды, предназначенной для внутренней коммуникации и взаимодействия персонала гимназии, а также решения ряда внутришкольных организационных и управленческих задач.Виртуальная учительская – это закрытый сайт с совместным доступом для всех сотрудников гимназии и содержит разделы, касающиеся всех аспектов образовательной деятельности: учебный процесс, методическая работа, подготовка к ГИА, внеурочная деятельность, классное руководство, деятельность межпредметных кафедр, начальная школа, аттестация, документы совместного пользования.Важный момент в организации работы виртуальной учительской – функциональность, то есть конкретность представленной информации, ее оперативное размещение, быстрый сбор и вход в другие информационные каналы: официальный сайт, электронные журналы.Информация, накапливаемая в виртуальной учительской, обязательно должна упорядочиваться. За порядком в каждом разделе следит тот, в чьи функциональные обязанности входит управление каким-либо процессом. Например, завуч по учебной работе – модератор раздела «Учебный процесс», завуч по учебно-методической работе – модератор разделов «Методическая работа», «Аттестация».Немаловажное значение имеет уровень ИКТ-навыков у каждого модератора или любого другого участника сайта, поэтому назначен «Администратор сайта», который организует информационное пространство для работников гимназии, проводит начальное обучение и инструктаж, осуществляет техническую поддержку бесперебойной работы виртуальной учительской.Для эффективного управления школой нужны новые средства, особенно там, где уже традиционные не работают, а виртуальная учительская как раз может стать таким средством.Для обеспечения эффективного использования информационных ресурсов и технологий в образовательной деятельности работает электронная библиотека. Данная программа позволяет систематизировать учебную и книгоиздательскую продукцию и сформировать заказ на учебники, а также на каждого ученика завести электронный формуляр, причем формуляр оформляется автоматически.Интерактивный кабинет оснащен мультимедийным комплексом, включающим компьютеры, интерактивную доску, ноутбук учителя, набор аксессуаров для интерактивной доски. В кабинете одновременно могут заниматься 12 обучающихся, что не нарушает требования СанПиНов.На переменах и после уроков учащиеся могут просмотреть научно-популярные фильмы, работать с интерактивными предметными программами, знакомиться с материалами научно-практических конференций и конкурсов.Универсальный интерактивный кабинет максимально использует потенциал информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Он охватывает такие процессы, как подготовка учебного материала, проведение уроков, интерактивное тестирование, опросы и голосования, мониторинг знаний учащихся. Во время урока преподаватель может использовать электронные учебники, образовательные ресурсы, а также заранее подготовленные авторские уроки. Все действия преподавателя на интерактивной доске могут записываться и использоваться в дальнейшем. В универсальном кабинете могут проводиться уроки по любому предмету.Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе.Лариса ЧАЙНИКОВА, начальник МКУ УОг.о.г. Нефтекамск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте