search
main
0

От древности до наших дней

Большие возможности для гуманитарного развития личности открывают региональные олимпиады по истории, обществознанию или отдельным правовым модулям. По инициативе Департамента образования Кировской области, областной избирательной комиссии, кабинета истории и обществознания областного института усовершенствования учителей было принято решение о проведении открытой региональной олимпиады по избирательному праву.

Избирательное право – отрасль права, которая в рамках законодательства регулирует процедуру выборов, проводимых государственными структурами или органами местного самоуправления. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица путем голосования.

Появление государства стало главным фактором возникновения правовых институтов и права как самостоятельной отрасли знаний. Однако основы избирательного права начали формироваться только с возникновением античного полиса. Избирательные цензы и методы голосования имели региональную специфику: от прямых выборов открытым голосованием при помощи поднятых рук и тайным голосованием при помощи черепков и камешков (если требовался особо точный подсчет голосов) в афинском полисе до косвенных выборов старейшинами должностных лиц голосованием при помощи выкриков в Спарте. Классические примеры избирательного права получили дальнейшее развитие в Новое время. Так, избирательные реформы в Великобритании 1832 г., 1867 г., 1884 -1885 гг., 1918 г., 1928 г., 1948 г. и 1969 г. отразились на демократической истории Великобритании, уравняв в избирательных правах в палату общин и мужчин, и женщин с 18 лет.

Избирательное право в России является сравнительно молодой самостоятельной отраслью права. Первые правовые акты были приняты в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Процедура проведения современных выборов закреплена в ряде федеральных законов: Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г., Федеральном законе «О политических партиях» от 2001 г., Федеральных законах «О выборе Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., других законов, в том числе Кировской области, а также поправках в федеральные законы. В них указано, что «демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме». Продолжающиеся реформы исполнительной власти напрямую затронули современную избирательную систему.

В 1999 г. на базе института усовершенствования учителей было принято решение о проведении эксперимента по активизации обучения старшеклассников основам избирательного права.

Гипотеза эксперимента заключалась в том, что чем более широкие слои учащихся будут вовлечены в работу по изучению материалов по избирательному праву, тем активнее будет их гражданская позиция. Опыт мог оказаться тем ценнее, что в подготовительную работу вовлекались как представители государственных структур, так и органов местного самоуправления совместно с педагогами и их учащимися. Поэтому проведение открытых региональных олимпиад по избирательному праву стало актуальной задачей формирования основ гражданского общества.

Базой для подготовки тестовых и проблемно-творческих заданий стал юридический факультет Вятского государственного гуманитарного университета (ВГГУ), местом для проведения эксперимента была выбрана площадка Кировского экономико-правового лицея (КЭПЛ).

Теоретической и практической базой проведения эксперимента стали общие положения действия настоящих федеральных законов, определяющих основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Первоначально составленные вопросы и ответы звучали примерно так:

Вопрос: Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации инициативной группы избирателей. В каком органе власти инициативная группа может обжаловать это решение? (2 балла)

Ответ: Дела по жалобам на действия и бездействия Центральной избирательной комиссии и ее должностных лиц рассматривает Верховный суд РФ, являющийся органом государственной власти.

Вопрос: Какие из ниже перечисленных требований предъявляются к кандидату на пост Президента Российской Федерации (2 балла):

А) не моложе 35 лет;

Б) не моложе 40 лет;

В) гражданин Российской Федерации.

Г) с безупречной репутацией;

Д) проживание на территории РФ не менее 15 лет.

Ответ: А, В.

Вопрос: Как называется высший законодательный орган в следующих странах (3 балла):

А) США;

Б) Россия;

В) Великобритания;

Г) Франция;

Д) Литва;

Е) Латвия.

Ответ: А) Конгресс; Б) Федеральное собрание; В) Парламент; Г) Национальное собрание; Д) Сейм; Е) Сейм.

Для ответа на подобные вопросы необходимо было использовать имеющиеся у старшеклассников УМК, предлагаемые Российским фондом правовых реформ (РФ ПР), а также вышеперечисленные комплекты федеральных законов. Для участников региональной олимпиады школьников по избирательному праву были разработаны проблемно-теоретические задания. Вместе с тем они могли быть использованы и в повседневной классной работе, прежде всего с целью развития способностей учащихся исследовать и осмысливать избирательные процессы, дифференцировать учебный процесс, выбирать индивидуальную траекторию обучения. Примером этого могли стать следующие вопросы и ответы:

1. Вопрос: Для выдвижения кандидата в Президенты РФ необходимо собрать определенное количество подписей. Каково минимальное количество субъектов Федерации, жители которых должны отдать свои подписи, чтобы кандидат был зарегистрирован? Свой ответ обоснуйте (3 балла).

Ответ: Количество необходимых подписей составляет 1 миллион, причем на один субъект Федерации должно приходиться не более 7% от требуемого числа подписей, т.е. число субъектов РФ должно быть не менее 15.

2. Вопрос: Для выдвижения кандидатов в президенты была создана инициативная группа, членом которой являлся гражданин Петров. Петрову было поручено собрать 10 тыс. подписей в поддержку кандидата. Однако он, не имея времени, половину подписей подделал сам, а результаты представил в комиссию.

Какое противоправное действие совершил Петров? Определите вид юридической ответственности (2 балла).

Ответ: Петров, являясь членом инициативной группы, умышленно фальсифицировал избирательные документы (см. 142 УК), за что подвергнется уголовному наказанию.

Так, олимпиада стала не только важной формой контроля за знаниями, умениями и навыками учеников, но и активным способом приобретения социального и гражданского опыта. Результатом лицейской олимпиады стало продолжение экспериментальной работы на областном уровне. В региональной олимпиаде 1999 г. приняли участие школьники 10-11-х классов образовательных учреждений всех типов. Дальнейший опыт показал, что достаточно часто и девятиклассники стремятся проявить себя в этой области знаний. Так в первой региональной олимпиаде по избирательному праву участвовали 22 представителя 9-х классов из 112 номинантов (19%), в 2001 г. их участие было уже не таким значительным – 9 человек из 94 (9%), в 2003 г. – 8 из 106 (7%). Была выбрана индивидуальная форма проведения работы. Олимпиада состояла из двух туров. Первый тур составляли письменные тестовые испытания, по итогам которых во второй тур выходят 10 участников. Второй тур состоял из устных ответов номинантов на вопросы жюри. При этом было принято решение об углублении интеграции межпредметных связей права с граждановедением, обществознанием и другими гуманитарными дисциплинами. Примером реализации этих нововведений стали вопросы:

1. Какие курии существовали при выборах в Первую Государственную Думу Российской империи в 1905 году (3 балла):

А) городская;

Б) землевладельческая;

В) крестьянская;

Г) купеческая;

Д) церковная;

Е) рабочая;

Ж) казацкая.

2. Какой возрастной ценз был определен в Российской империи «Положением о выборах в Третью Государственную Думу» от 3 июня 1907 года (1 балл):

А) 18 лет;

Б) 20 лет;

В) 21 год;

Г) 25 лет;

Д) 27 лет;

Е) 30 лет.

Открытые региональные олимпиады по избирательному праву 2000-2004 гг. показали активное участие в них представителей городского и районного звена. Так, если в 1999 г. в олимпиаде принимали участие 25 представителей районов Кировской области из 112 участников мероприятия (22%), то в 2001 г. – 42 из 94 (42%), а в 2004 г. – 74 участника из 138 человек (53%). Наряду с победителями из районных и городских школ Кировской области, регулярными призерами открытых олимпиад по избирательному праву были учащиеся историко-правовых классов Кировского ЭПЛ: в 2000 г. – Марта Сюткина (11-й класс, учитель А. Кощеев), в 2001 г. – Егор Батанов (11-й класс, учитель А. Кощеев), в 2002 г. – Юрий Корчемкин (10-й класс, учитель Н. Логинова).

Это во многом объясняется системой работы учителей-предметников лицея по преподаванию избирательного права. Ярким примером служит метод сравнительного анализа учебного материала по т.н. «вертикали» (на основе концентра в младших и старших общеобразовательных классах) и «горизонтали» преподавания (на основе базовых и профильных классов).

Примером «вертикального» метода сравнительного анализа служит разработка урока по теме «Зарождение и становление демократии в Афинах». Подготовительная работа проводится в 5-м классе на уроках истории и граждановедения, а выход на теоретический уровень осуществляется в 10-м классе в курсе «Основ современной цивилизации».

Цели урока:

1. Выявить причинно-следственные связи между условиями и этапами формирования демократического общества, побудить учащихся осмыслить свой статус как гражданина РФ и вытекающие из этого правовые последствия.

2. Отработать алгоритм применения учебных умений и навыков для решения проблемных заданий.

3. Развить интерес и уважение к истории человеческого общества, выделить основные демократические ценности.

План урока

1. Что такое античная демократия?

2. Политическая история Афин.

3. Правовой статус гражданина.

4. Основные демократические ценности.

Форма урока: урок актуализации знаний.

В 5-м классе для проведения урока можно использовать материалы учебника по «Истории древнего мира» Е. Саплиной, Б. Ляпустина, А. Саплина (параграф 24, 34), а также рабочие карты учащихся с кратким конспектом урока и другой необходимый дидактический материал (таблицы, указатели дат, имен и т.д.).

Ход урока

Урок начинается с раскрытия основных тематических понятий: полис (античный город-государство), античная демократия, выборы, гражданин. При этом учитель актуализирует знания учащихся за счет сравнения с ранее изученной формой правления – восточной деспотией. При рассмотрении политической структуры афинского полиса, перед школьниками проходит эволюция политической и избирательной системы. В младших классах активно используя дидактический материал, педагог наглядно демонстрирует нарастание в VIII-VI вв. до н.э. противоречий между родовым и имущественным принципом выбора должностных лиц. Политической реформой Солона в 594 г. до н.э. было установление четырех разрядов граждан в зависимости от имущественного ценза.

В качестве компромисса высшим органом власти стало афинское народное собрание, в котором участвовали все четыре разряда свободного населения. Но в противовес ему аристократический ареопаг (Совет старейшин), потеряв судебные функции, сохранил за собой право отменять решения собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Кроме того, из представителей старейших четырех ионических племен был создан Совет четырехсот, который оказывал сдерживающее влияние и на собрание, и на ареопаг. Судебные и одновременно законодательные функции были переданы суду присяжных заседателей – с широким кругом участников, выгодному демосу. Таким образом, подростки прослеживают главную мысль о преимуществе выборного демократического управления перед аристократическим. Однако эти нововведения вызвали сопротивление родовой аристократии и временное установление тирании Писистрата и его сыновей.

Реформа Клисфена в 509 г. до н.э. ввела территориальный принцип деления граждан на 10 фил, где около трети граждан представляли сельские районы, где господствовала родовая знать, вторая треть представляла ремесленно-торговую элиту, третья часть – представителей низшего слоя городского населения. Вместо Совета четырехсот стали выбирать Совет пятисот – по 50 человек от каждой филы. Утвердившаяся демократия получила твердые гарантии своего существования за счет учреждения «суда черепков», или остракизма. Учащиеся делают вывод о необходимости законодательного расширения демократической избирательной системы. При этом учитель корректирует знания школьников, говоря об ограниченном характере рабовладельческой демократии.

После реформы Эфиальта в 462 г. до н.э. ареопаг потерял все политические функции. Реформы Перикла (443-428 гг. до н.э.) расширили демократические гарантии государственного устройства: было введено вознаграждение за службу всем должностным лицам, исключая стратегов. Но всей совокупностью прав и привилегий пользовались только граждане Афин, имевшие избирательные права с 20 лет после двухгодичной военной службы.

Далее следует анализ рабочей карты, заранее выданной ученикам на руки, и рефлексия. Лучше, если ребята просто объяснят, какая форма правления – восточная деспотия или античная демократия – им предпочтительнее. Вывод: зарождение античной демократии связано с развитием имущественных отношений и переходом к новому типу цивилизации. Демократические ценности: античная форма собственности, самоуправление, свобода выбора, политические и гражданские права и обязанности, лежащие в основе полисного мышления, имеют актуальное значение для современного общества.

Используя концентрическую модель исторического образования, в профильной школе можно использовать прежние фактологические выкладки и общие тезисы. Однако уровень осмысления и получения знаний будет кардинально иным. В 10-м классе при работе над темой «Пути развития полиса. Зарождение и становление демократии в Афинах» (глава 2) на первый план выступают проблемно-теоретические вопросы. Основой работы могут стать материалы к УМК «Основы современной цивилизации» В.М.Хачатурян, а также газета «Граждановедение» (приложение к «Учительской газете»), №50, 9 декабря 2004 г. (статьи «Демократия и Россия: две вещи несовместные?» А. Пьянковой, «Принцип общественного разума» Ю. Антюхова). Урок может проходить в форме итоговой дискуссии по теме «Демократия: за и против». Еще до начала урока ученики делятся на три группы: ведущие – члены ареопага, а также сторонники и противники демократии. Учитель – третейский судья оставляет за собой право контроля за ходом дискуссии и коррекции знаний.

1. Что такое демократия?

2. Причины и условия становления политических режимов.

3. Преимущества: за и против.

Урок начинается с раскрытия основных тематических понятий: речной и приморский тип цивилизации, государство и полис (античный город-государство), восточная деспотия и античная демократия, назначение и выборы, подданный и гражданин, политический режим, правовой статус гражданина. При этом идет актуализация знаний учащихся за счет сравнения с материалом ранее изученных тем. Далее ведущие урока переходят к характеристике основных политических режимов и форм правления. Каждая из групп дает заранее подготовленный аналитический отчет о характерных чертах тоталитарных, авторитарных и демократических режимов. Следующий этап работы связан с выявлением условий характерных для становления тех или иных режимов. На обсуждение выносятся слова русского философа Ивана Ильина: «Демократический строй не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы. …Если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает». Происходит обмен мнениями о необходимости и приемах перехода от авторитарных режимов к либеральным. По мере развертывания дискуссии учитель корректирует знания и выводит учащихся на сравнительный анализ античной и современной демократии. На обсуждение предлагаются такие вопросы как:

Истоки афинской демократии?

Афинская демократия или охлократия (власть толпы)?

Античная демократия: миф или реальность?

После подведения промежуточных итогов следует переход к третьей части занятия. На обсуждение выносятся следующие вопросы, раскрывающие преимущества демократических режимов.

Истоки и разновидности современной демократии?

От Мэйфлауэрского соглашения к Конституции США.

От «Великой хартии вольностей» к английскому парламентаризму.

От третьеиюньской монархии к российской Конституции.

В результате обсуждение переходит к четвертой части урока, касающегося проблемного вопроса: а можно ли отделить общечеловеческие ценности от ценностей западной демократии? После обсуждения следуют выводы о том, что любое гражданское общество должно быть правовым. Следовательно, это автоматически влечет за собой все остальные атрибуты демократии. Так, демократические ценности становятся достоянием человечества. В ходе рефлексии учащиеся могут перечислить наиболее понравившиеся собственные аргументы или доказательства со стороны оппонентов.

Разработка вышеуказанных уроков может служить основой «горизонтального» метода сравнительного анализа. В 5-м классе для проведения интегрированного урока дополнительно к материалам указанного учебника по «Истории древнего мира» можно использовать отдельные поурочные разработки УМК РФ ПР из серии «Граждановедение» или «Основы правовых знаний» Н. Суворовой (темы 11, 13). Безусловно, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса и перспективных задач учитель сам выбирает необходимость проведения подобного рода занятий. Цели и план урока в целом остаются прежними, меняется только форма проведения урока. Например, он может пройти в форме итоговой дискуссии или урока обобщения и систематизации знаний.

После мотивации знаний и раскрытия первой и второй части урока, включающей основные понятия и политическую историю Афин и Российской Федерации (реформы 1860-1870 гг., реформы 1905-1907 гг., реформы 1918-1924 гг., реформы 1991-1993 гг.), разумно перейти к сравнительному анализу политического устройства современной России и правового статуса гражданина Российской Федерации. Основная смысловая нагрузка третьей части урока состоит в раскрытии таких понятий, как федеративное государство, разделение властей, правовой статус гражданина. Первоначально учитель или группа подготовленных учеников раскрывают различия между античным полисом и федеративным государством.

Затем сравниваются названия и функциональные обязанности органов государственной власти: ареопаг и Президент РФ, афинское народное собрание и Государственная Дума РФ, Совет 500 и Совет Федерации РФ, гелиэя и Верховный суд РФ. При этом упор делается на преимущества разделения властей. Далее раскрываются особенности правового статуса афинских граждан и граждан Российской Федерации. Учитель знакомит учащихся с основными принципами российского гражданства и способами его приобретения. При этом группа подготовленных учеников выделяет общие черты (приобретение гражданства по рождению, наличие гражданских прав и обязанностей и т.д.) и различия (наличие паспорта как документа гражданина РФ с 14 лет, избирательные права гражданина РФ с 18 лет и т.д.).

Далее снова следует анализ рабочей карты, заранее выданной ученикам на руки, и рефлексия. Сейчас лучше, если ученики просто объяснят, какая форма демократии – античная или современная – им предпочтительнее. Вывод: зарождение и становление демократии наряду с особенностями имеет общие для всех стран закономерности и связано с развитием имущественных отношений и переходом к новому типу цивилизации. Демократические ценности: собственность, самоуправление, свобода выбора, политические и гражданские права и обязанности имеют актуальное значение для современного общества.

В курсе всеобщей истории в профильной школе можно использовать сравнительный метод для анализа деятельности английского парламента в ходе избирательных реформ ХIХ – начала ХХ в. и российского законодательства начала и конца ХХ столетия.

В рамках проекта Российского фонда правовых реформ (РФПР) «Правовое образование в школе» было выделено важное направление, связанное с формированием активной гражданской позиции и обеспечением достаточного уровня юридической грамотности школьников. Это нашло свое отражение в деятельности кировских образовательных учреждений по совершенствованию педагогической работы с детьми, по проведению региональных олимпиад по праву и отдельным отраслям юридических дисциплин.

Такая форма образовательной деятельности позволит учащимся из разных регионов России реализовать свои знания и творческие умения в области права. К тому же открытые правовые олимпиады станут важным звеном в системе контроля и аттестации выпускников средней школы.

Содержательное наполнение открытой областной олимпиады по избирательному праву среди школьников

1. Ад. референдум – это: 2

А) Референдум по принятию закона в области административного (конституционного) регулирования. 2

Б) В международном праве условное подписание международного договора представителем государства, которое является способом выражения предварительного согласия государства на обязательность для него договора или согласия с его текстом.

В) Метод избрания главы государства путем голосования сотрудников чиновничьего (бюрократического) аппарата государства.

2. До 1867 года в английском парламенте действовала система, с помощью которой земельная аристократия обеспечивала себе сохранение мест в парламенте при отсутствии реальных избирателей. Какое название получила данная система? 2

А) Пустые мандаты.

Б) Гнилые местечки.

В) Мертвые души.

3. В соответствии с ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутаты вправе обращаться к государственным органам и должностным лицам с депутатским запросом. Укажите срок, в течение которого указанные органы должны дать ответ на запрос депутатов? 2

А) 10 дней.

Б) 15 дней.

В) 20 дней.

Г) 1 месяц.

4. Что означает термин – императивный мандат? 2

5. Партия «Молодежь за Свободную Австрию», которая имела среди своих сторонников едва ли более 1% избирателей, при выборе избирательной системы и способа распределения голосов в парламенте ратовала за пропорциональную избирательную систему с методом наибольшего остатка распределения голосов. Напротив, партия «традиционных австрийцев», которая традиционно имела парламентское большинство, предлагала метод наибольшей средней.

Поясните, в чем заключаются данные методы?

Почему они наиболее приемлемы для данных партий? 4

6. Укажите, кто был политическим оппонентом каждого из кандидатов на последних трех выборах президентов США: 3

1. Б. Клинтон –

2. Д. Буш младший –

3. Д. Буш младший –

7. Как назывался верховный орган власти СССР, который согласно Конституциям 1936, 1977 гг., представлял интересы «всех трудящихся Советского Союза независимо от их национальности и расы» и избирался по округам на 4 года? 1

А) Совет народных депутатов.

Б) Совет национальностей.

В) Совет Союза.

8. В период с 1989 г. по 1993 г. высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов, состоявший из 1068 депутатов.

Как формировался указанный орган? 4

9. Какие из перечисленных должностных лиц Российской Федерации являются выборными: 3

А) Губернаторы.

Б) Мэры.

В) Председатель правительства.

Г) Министры.

Д) Уполномоченный по правам человека.

Е) Председатель Конституционного суда.

10. В ходе предвыборной агитации при проведении выборов в Государственную Думу РФ епископ Московский во время воскресной проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. Радченко, являющегося их единоверцем. У членов избирательной комиссии возник вопрос, является ли подобного рода агитационное заявление законным. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу. 3

11. Статья 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» указывает: что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Укажите, в каких случаях создание избирательного фонда кандидатом необязательно? 4

12. Укажите фамилии кандидатов на пост президента Украины на выборах 2004 г. 2

Александр СОЗИНОВ, учитель истории и граждановедения, Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте