search
main
0

От «Дошкольной лиги» до «Школьной регаты»

Объединяя поколения в сообщество единомышленников

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее.

Василий Сухомлинский


Родители и педагоги стремятся помочь своим детям гармонично и всесторонне развиваться. Целостному восприятию действительности способствует верное определение подходов к воспитанию через культурно-исторический аспект.

Три года назад в школе №1412 родился концептуально новый воспитательно-образовательный проект «Дошкольная лига». Замысел проекта базируется на широкой интеграции различных направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и создании единой открытой образовательной среды, объединяющей педагогов, родителей, детей и основывающейся на отношениях взаимного доверия, партнерства и взаимопомощи.

В разработке и реализации воспитательно-образовательного проекта «Дошкольная лига» активно задействованы педагоги дошкольного образования, воспитанники дошкольных групп, представители ученического совета и родительской общественности. Эта технология обеспечивает приобщение детей и взрослых к культурному наследию страны и является фактором формирования личности в рамках духовно-нравственного воспитания.

Формирование видения современной картины мира, приобретение устойчивых знаний в изучаемой области служат делу взаимодействия современной школы и семьи, направлены на воспитание детей, ориентированных на будущее.

В 2020‑2021 учебном году реализация проекта «Дошкольная лига» проходит в рамках раннего изучения профессиональной деятельности, мы назвали ее «Город мечты: профессии будущего».

Реализация проекта «Дошкольная лига» предполагает несколько этапов. К участию приглашаются воспитанники дошкольных групп как младшего, так и старшего дошкольного возраста, которые объединяются в команды. Также участниками проекта становятся обучающиеся школы.

Прохождение каждого этапа предполагает глубокое изучение предложенной темы, а обобщение полученных знаний происходит на презентации итоговых тематических заданий, например, таких как «Визитная карточка команды», «Презентация тематического макета», «Тематический видеоролик», «Творческий конкурс исполнителей», «Онлайн-голосование в сети Интернет за тематический видеоролик», «Игра «Зарница», «Профессии будущего», «Город будущего».

В ходе работы, выбрав, например, изучение профессии будущего «космический гид», дошкольники знакомятся с основами робототехники и программирования на оборудовании инженерной лаборатории нашей школы при участии старшеклассников профильного класса.

А те из дошколят, кто выбрал профессию «модельер», посещают школу модельеров. Воспитанники стремятся понять, какие ткани могут быть использованы в будущем для создания одежды, какими особенностями они могут обладать. Также ребята изучают виды и свойства тканей, размышляют о способах пошива одежды, получают первоначальные представления о 3D-технологии создания современных материалов.

Но и это еще не все. Дошкольники могут ознакомиться со специ­фикой профессии врача и узнать о возможностях медицины в будущем. Встречи и беседы с учениками профильного медицинского класса дают малышам представление о строении тела человека и основах здорового образа жизни.

Посещая медицинскую лабораторию на базе учебного здания, юные участники проекта погружаются в атмосферу исследования и получают информацию о строении кровеносной системы, пробуют измерять давление, узнают, как услышать стук сердца с помощью специального оборудования.

Участники проекта в процессе работы делятся своими впечатлениями. Так, ученица 10‑го класса Елизавета отмечает:
– Опыт участия в работе по реализации проекта «Дошкольная лига» подарил мне возможность почувствовать себя педагогом, которым я очень хочу стать в будущем.

Классный руководитель А.А.Суровяткина говорит:
– Мне радостно видеть заинтересованность участников, которые с большим удовольствием строят мост между дошкольными и школьными корпусами.

Данный подход способствует формированию soft skills у детей, среди которых навыки коммуникаций, эмоциональный интеллект, правильная речь, тайм-менеджмент, креатив и творческое мышление.

Нередко на прогулке ребята младшего возраста во время игры в песочнице обнаруживают незнакомые им предметы: дудочку, деревянную плошку, гребень, подкову. У детей возникает правомерный вопрос: «Что это такое?» Для поиска ответа на этот вопрос принимается совместное решение совершить исторический экскурс. Таким образом, создавая педагогическую ситуацию, мы побуждаем детей к проявлению любознательности и творческой активности.

При совместной подготовке к защите мини-проекта, например макета «Битва за Москву» или «Блокада Ленинграда», каждый ребенок в группе и взрослые находят для себя интересное занятие: кто-то лепит фигурки из пластилина, кто-то мастерит машины из конструктора, другой рисует фон – основу композиции, разучивает стихотворения или монтирует видеоролик.

Родители, подводя итоги творческой активности, так отзываются о проделанной работе: «Мы старались на благо общего дела». Другие родители с удивлением сообщают: «Мы взглянули другими глазами на своего ребенка». «Я и не догадывалась, что мой ребенок может так творчески себя проявлять», – пишет мама Леры П.

Подведение итогов проектной деятельности проходит в интерактивном формате – это праздник, который организуется на одной из школьных площадок в актовом зале. Он включает в себя яркие номера из реализованного проекта, просмотр видеосюжетов о ходе воспитательно-образовательной работы в течение учебного года. Выбранный творческий формат деятельности с желанием принимается детьми, раскрепощает и увлекает их, снимает психологическое напряжение и позволяет ребенку проявить себя творчески, оставаясь самим собой.

Вожатый школы В.С.Ковалев подчеркивает особую роль в реализации проекта совета старшеклассников:
– Ученический совет старшеклассников стал куратором и активным участником воспитательно-образовательного проекта «Дошкольная лига». Таким образом, вхождение ученического совета в проект можно назвать концепцией поддержки, которая имеет положительное практическое значение для развития детей.

Ребята самостоятельно разработали брендбуки, организовали сайт «Дошкольной лиги», а также они участвуют в формировании заданий, предлагают идеи по реализации проектов. Особенно запоминаются дошкольникам совместные игры с участием школьников.

Так, деловая игра, посвященная профессиям будущего, которую подготовили и провели представители ученического совета, никого не оставила равнодушным, а квест-игра «Космическое путешествие» стала традиционной для наших дошколят.

Успешная траектория реализации проекта на дошкольном уровне привела нас к мысли о продолжении образовательной траектории и разработке общешкольного формата воспитательно-образовательной практики, которая носит название «Школьная регата».

«Регата 1412» – это переформатированный традиционный конкурс «Класс года». Каждая команда, как корабль, который плавает по большой воде и проходит через множество испытаний. Проект дает возможность сплотить не только детский коллектив, но и педагогический и родительский коллективы.

Задания, которые предполагают содружественное решение, помогут узнать что-то новое и интересное. Но самое главное – три важных звена аудитории становятся архитекторами проекта и улучшают его своим участием.

По итогам участия на всех этапах проекта определяются команды-победительницы, которые награждаются дипломами и грамотами, их дизайн разработан ученическим советом школы.

Своим мнением об участии в проекте поделился Андрей, ученик 10‑го класса:
– Благодаря современным технологиям у проекта появилось свое информационное пространство – это сайт, в разработке которого мы с ребятами принимаем активное участие.

Мы меняем образовательную парадигму и переходим от традиционных форм организации непрерывной образовательной деятельности в дошкольном образовании к проектной командно-исследовательской деятельности, а воспитанники при этом приобретают опыт сотрудничества и партнерства в детско-взрослом сообществе.

У ребят формируется умение планировать будущий результат и самостоятельно реализовывать замысел. Также дошкольники приобретают опыт публичной защиты проекта или поделки, учатся придумывать полноценные игры на основе созданного макета.

Воспитательная ценность модели состоит в том, что у ребенка формируется творческая активность, побуждающая к проявлению инициативы и самостоятельности. Бывает, что ребенок пассивен в группе, но разворачивающееся на его глазах действие и бурное обсуждение притягивают его, и, заинтересовавшись, он включается в работу.

Процесс взаимодействия друг с другом связан с процессом взаимодействия с образом: ребенок, эмоционально переживая формирующийся образ, остается самим собой – автором. Он имеет две позиции: одна – творец, участник или герой-персонаж, другая – автор. Авторская позиция позволяет осмыслить создаваемый образ, логически его выстроить и объяснить, а позиция непосредственного участника делает образ эмоционально насыщенным, одухотворенным, живым.

Опыт совместной работы педагогов и детей превратился в необычайно яркое событие. Отношения между участниками проекта эмоционально насыщенные, они делают школу открытой образовательной площадкой, объединяющей разные поколения в сплоченное сообщество единомышленников.

Вероника АБЫСОВА, старший методист школы №1412

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте