Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От детского сада до Ресурсного центра

УГ - Москва, №25 от 22 июня 2010. Читать номер
Автор:

Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.

Если в наш детский сад приходит ребенок с такими особенностями развития, про которые коллектив педагогов знает недостаточно, – это не повод отказать ребенку. Это повод для педагогов приобрести необходимые знания, оборудовать среду таким образом, чтобы ребенку было удобно. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой по индивидуальному учебному плану.

Историю создания правильнее начать с 1996 года, когда в Центральном округе открылся первый интегративный детский сад №1465 «Наш дом на Пресне». Все методики и технологии инклюзии были созданы, апробированы именно там. За двенадцать лет работы модель детского сада доказала свою эффективность и получила признание профессионалов и родительской общественности. Коллектив детского сада в 2007 году был удостоен звания «Детский сад будущего».

В 2009 году было построено новое современное, комфортабельное здание детского сада №288 на Таганке. Детский сад получил статус Ресурсного центра ЮНЕСКО «Детский сад для всех».

В 1996 году в саду было 45 детей. С самого начала в основе философии детского сада лежала концепция широкой социальной интеграции всех групп социальных меньшинств. В детском саду была открыта городская экспериментальная площадка «Интеграция детей с генетическими нарушениями (в том числе с синдромом Дауна) в среду здоровых сверстников». В каждой группе были обычные дети и 3-4 ребенка с синдромом Дауна. Результаты работы сада были хорошие – в детский сад образовалась очередь, так как родители обычных детей оказались заинтересованы в хорошем, профессиональном отношении к детям, в воспитании у детей таких качеств личности, как активность и инициатива. Детский сад имел статус детского сада комбинированного вида. В одну дошкольную группу были зачислены 20-25 обычных дошкольников от 4 до 7 лет, в другой группе детей с общим недоразвитием речи было 10-12 дошкольников, в двух группах детей со сложной структурой дефекта было 10 детей с синдромом Дауна. Дети из этих четырех групп были распределены по трем инклюзивным группам, в каждой из которых находились дети одного возраста (4 года, 5 и 6 лет). Постепенно кроме детей с синдромом Дауна мы стали работать с детьми, имеющими другие особенности развития.

В 1999 году в детском саду открылась группа кратковременного пребывания для детей с ранним детским аутизмом «Особый ребенок». Дефектолог Е.Леонтьева написала программу для работы этих групп. Занятия в этой группе оказались эффективными, с 2000 года была открыта еще одна группа «Особый ребенок». Занятия в одной группе проводились отдельно 2-3 раза в неделю, а дети из другой группы, прошедшие адаптацию, стали посещать инклюзивные группы в режиме кратковременного пребывания. Поскольку многим детям было сложно адаптироваться в группе и навыки самообслуживания они приобретали постепенно, мы стали разрешать родственникам детей или няням сопровождать их в группах. Возникло еще одно новшество – детский сад стал открытым для родителей. В таком непростом деле, как инклюзивное образование и воспитание детей, родители и специалисты должны быть союзниками и партнерами. А люди становятся союзниками тогда, когда понимают и уважают потребности и проблемы друг друга. И начинали мы работу с родителями с эмоционального контакта и понимания. С каждым родителем стали обсуждать потребности семьи. Возникла новая форма работы – консилиумы специалистов, работающих с ребенком, и родителей. По результатам обсуждений мы заключали родительский договор, в котором были прописаны образовательный маршрут ребенка и условия его пребывания в детском саду. В раздел «Обязанности родителей» могли быть включены такие пункты: посещение индивидуальных и/или семейных консультаций психолога.

Существующая традиционная практика работы детских садов с родителями настроена на оповещение семьи о целях и задачах развития детей дошкольного возраста, об образовательных программах, о перспективах и трудностях современного образования. А мы спрашивали родителей о том, чего они сами хотят для своих детей в целом и в детском саду. Мы учились говорить родителям об их родительских достижениях. Не о том, что у родителей не получается, а о том, что они делают хорошо: «Вам удалось быстро справиться с его капризами», «Вы выбрали замечательные тетради». Если в ходе обсуждения с родителями образовательного маршрута ребенка мы пришли к согласованному видению ситуации и перспективы развития, то важно сначала рассказать о том, что мы, как специалисты дошкольного образовательного учреждения, можем сделать и делаем, а затем обсудить с родителями то, что они могут сделать дома. Разделение ответственности всегда положительно влияет на детско-родительские отношения и на отношения родителей и специалистов. Мы приглашали родителей на занятия с детьми – групповые и индивидуальные, снимали занятия на видеокамеру и вместе с родителями просматривали отснятые сюжеты, чтобы лучше и аргументированнее выбирать стратегии воспитания и образования детей.

Работа с родителями была организована по нескольким направлениям: индивидуальные консультации психолога, группы общения родителей, обучающие семинары. Например, семинар по фольклорным играм был организован как игровая группа для родителей и сотрудников. Можно рекомендовать родителям почитать методические материалы, которые нужно будет найти и купить, а можно поиграть с родителями в русские фольклорные игры, в основе которых архетипически заложен сюжет взросления, проработки сложных жизненных ситуаций, а затем обсудить полученный опыт. На наш взгляд, последний способ гораздо эффективнее. Одним из положительных результатов родительских групп общения стали отношения доверия, уважения и равенства между родителями обычных и «особых детей», родителями и специалистами сада. Исторически сложилось, что дети называют воспитателей и специалистов нашего детского сада по именам. Это не дань моде. Это еще одно подтверждение тому, что все мы партнеры. Дети также помогают нам, взрослым, узнавать и осваивать новый опыт, как и мы им.

Работа с командой сотрудников тоже была одним из важных моментов организации инклюзивного пространства. Ведь для того чтобы объединять других, нужно хорошо представлять, чего хотите вы сами, что вы готовы для этого сделать и что готовы делегировать другим, объединять – значит быть готовым разделить не только ответственность, но и плоды труда, какими бы они ни оказались. Дело инклюзии в конце девяностых годов было новым, преобразовать все пространство детского сада сразу и кардинально было невероятно трудно. Гораздо разумнее и целесообразнее было вести работу по принципу «малых дел». Например, за работу с родителями отвечают психологи и социальные педагоги. За коррекционную работу – логопеды и дефектологи. В каждой из инклюзивных групп был выбран «старший по группе» – это мог быть логопед, дефектолог, психолог или воспитатель. Он следил за тем, чтобы вся работа в группе велась слаженно, чтобы у каждого ребенка был «ведущий» специалист, который отслеживает образовательный маршрут ребенка, вовремя записывает ребенка на консультацию к специалистам, зовет родителей на консилиум. Старший воспитатель курировал работу всех инклюзивных групп. Был создан совет сада, который собирался один раз в неделю и обсуждал результаты работы по разным направлениям, строил планы на будущее, учитывая победы и неудачный опыт. Таким образом, мы объединяли людей, выполняя вместе небольшие части дел, ведущие к достижению цели. Достигнутый успех и есть та «точка сборки», которая объединяет всех. Кроме этого, один раз в неделю психолог проводил группу общения специалистов, где каждый мог обсудить проблемы профессионального и личного характера, возникающие у него в работе, и получить поддержку своих единомышленников. Один раз в год мы проводили тренинг командообразования, на котором корректировали «миссию организации». Такие тренинги проводят приглашенные тренеры.

Как проходил набор детей в сад? Весной, в марте и апреле, мы обзванивали всех детей, стоящих в очереди в детский сад, и приглашали на первичный прием родителей с детьми. Первичный прием проводят логопед, дефектолог, психолог и воспитатель из группы, которая набирает детей на следующий год. Благодаря тому что специалисты работают в команде, они приобрели статус междисциплинарности. То есть каждый обладает знаниями из смежных областей. Первичные приемы оказались очень эффективными – мы знакомились с детьми и семьями заранее, если ребенку нужна была консультация невропатолога или психоневролога, он мог ее получить еще до того, как пошел в детский сад. Соответственно и образовательный маршрут был составлен с необходимыми изменениями. Работа с детьми стала еще эффективнее. Из этой формы работы выросло в будущем отдельное структурное подразделение детского сада – консультативный пункт.

С течением времени стало очевидно, что чем раньше начинается программа помощи ребенку с особенностями, тем выше эффективность его включения в социум, на базе детского сада были открыты служба ранней помощи и лекотека. В работе этих новых служб мы придерживались инклюзивного принципа, на групповые занятия приглашали родителей с обычными детьми.

Получив результаты успешного включения детей с особенностями в общество в дошкольном образовательном учреждении, мы задумались о дальнейшей судьбе этих детей. Совместно с ЦППРиК «Тверской» и школой №142 (ныне ЦО №1447) мы стали участниками сетевой ГЭП «Внедрение современных психолого-педагогических методов в работу интегративного образовательного учреждения, построение образовательной вертикали: детский сад – психолого-педагогический центр – общеобразовательная школа». Выпускники детского сада, в том числе и дети с синдромом Дауна, были приняты в общеобразовательную школу №142.

Сейчас в Центральном округе 57 образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных и коррекционных школ) работают по проекту «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни). Все больше детей с особенностями развития имеют возможность посещать детские сады и школы. Этот проект требует от воспитателей, учителей и специалистов ломки профессиональных стереотипов. «Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества». Учитель становится наставником, организатором работы с информацией, воспитатель не транслятор образцов, а вдохновитель самостоятельного поиска решений. В связи с этим инклюзивная среда предъявляет очень высокие требования к жизненной позиции и квалификации педагогов.

В апреле 2009 года мы переехали в новое здание в район Таганки. Трехэтажное здание-новостройка детского сада №288 оборудовано бассейном, столярной мастерской, изо-мастерской, сенсорной комнатой, классом «Маленький исследователь», монтессори-комнатами (для детей от 8 месяцев до 3 лет и от 3 до 6 лет). Имеются кабинеты для индивидуальных занятий: кабинет логопеда, дефектолога и психолога.

Сейчас в детском саду №288 8 дошкольных групп (5 групп из них – ясельные), 2 группы детей с общим недоразвитием речи, 5 групп детей со сложной структурой дефекта и 1 группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». Локальным актом из этих групп скомплектованы 10 инклюзивных групп, в которых воспитываются 187 детей от 1 года до 7 лет. 59 детей имеют особенности развития. Одна группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (6 человек) включена в инклюзивные группы, другая (7 человек) занимается отдельно. В детском саду работают 2 службы: лекотека (28 детей-инвалидов), служба ранней помощи (15 детей с особенностями развития и 12 обычно развивающихся сверстников, посещающих групповые занятия в службе ранней помощи). Для ребенка, который по каким-либо причинам не может посещать инклюзивную группу в режиме полного дня, может быть подобрана служба, отвечающая его потребностям.

Работает Консультативный пункт, оказывающий помощь 20 детям в месяц. В Консультативном пункте проводятся консультации специалистов. За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии или из группы риска. По результатам консультации разрабатывается индивидуальная программа развития, определяются направления дальнейшего обучения, виды помощи, необходимые коррекционно-развивающие модули. Нам представляется оптимальным, чтобы каждый ребенок, поступающий в детский сад, проходил консультацию. Тогда бы каждая семья получила возможность познакомиться со специалистами, традициями детского сада, с педагогическими подходами, принятыми в детском саду. А специалисты сада в свою очередь знакомились бы с анамнезом ребенка, стилем воспитания в семье, при необходимости проводили диагностику проблем ребенка.

Служба ранней помощи организована для детей от 2 месяцев до 3 лет. В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия для детей от 2 месяцев до 7 лет с выраженными нарушениями в развитии.

Каждая из служб ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Родители принимают участие в групповых и в отдельных случаях в индивидуальных занятиях специалистов структурных подразделений. Каждый год для семей воспитанников проводится выезд на природу.

В каждом из структурных подразделений прием ребенка происходит на консультации совместно с родителем. Консультации организует команда специалистов.

Службы детского сада – подготовительный этап приема ребенка в инклюзивную группу. Этот вид включения можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми, но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы.

Вариант «полной инклюзии» – посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении. Двенадцатилетний опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивный детский сад, способны к дальнейшему успешному включению в общество.

Основная цель работы инклюзивного детского сада – оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с различными стартовыми возможностями. Самый частый запрос родителей, обращающихся в службы, – желание посещать инклюзивные группы. Как показывает опыт, родители особых детей ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов, массажистов, кинезотерапевтов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь. Для себя же родители ищут внимания, терпения, бережного отношения, общения с другими родителями, возможности работать, когда ребенок в детском саду. Ведь структура нарушений развития детей часто бывает такова, что сколько бы ни трудились над коррекцией специалисты, диагноз не исчезнет. Но отношение к диагнозу, сама жизнь семьи может меняться. Возможность семьям жить обычной жизнью – вот самое большое достижение инклюзивного сообщества. Ведь в инклюзивном детском саду создана «модель мира». Здесь каждый день возникает очень много поводов для разных переживаний: успехи в одном, неуспехи в другом. Возникают и пути решений сложных ситуаций. Это очень важно на фоне того, что в современном обществе нет готовых шаблонов отношений к детям с инвалидностью и их родителям – надо ли их жалеть? Обязательно ли им сострадать? Можно ли их игнорировать? Можно ли к ним приближаться, не опасно ли это? Правда ли, что болезни детей даются родителям в наказание за их грехи? Стоит ли все время искать, кто виноват в особенностях ребенка?

Пожалуй, основным итогом работы специалистов инклюзивного детского сада можно назвать именно формирование модели отношения к таким детям или, шире, семьям. И эта модель подразумевает полноценную включенность особых детей и их родителей в общество.

Работа в инклюзивном пространстве предъявляет очень высокие требования к личности педагога. Нужно осознанно воспринимать происходящее, быть очень ответственным, нужно обладать знаниями из смежных специальностей. Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы, обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные. Поэтому так много в инклюзивное образование приходит людей, не имеющих педагогического образования, а значит, стереотипов, данных образованием. Поэтому они так гибки, адаптивны, инициативны и креативны. Наверное, можно назвать их людьми новой формации, людьми, создающими социальные правила жизни!

Мария ПРОЧУХАЕВА, заведующая детским садом №288; Михаил БОРОДИН, методист по эксперименту детского сада №288


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту