search
main
0

От деклараций – к действиям Профкомы борются с необязательностью коллективных договоров и соглашений

Сегодня система образования переживает непростой период, отличающийся снижением престижа профессии учителя, старением педагогического корпуса. Заработная плата более 60% работников образования оказалась ниже прожиточного минимума. В этих непростых условиях профсоюзные организации Белгородской области используют механизмы социального партнерства для защиты социально-трудовых и профессиональных прав работников отрасли.

Подготовлено отраслевое тарифное соглашение между управлением образования и науки администрации Белгородской области и областным комитетом профсоюза на 2003 год. В регионе 23 территории имеют свои соглашения, 91% первичек инициировали заключение коллективных договоров.
В ряде районов (Волоконовский, Белгородский) на заседаниях профсоюзных органов постоянно анализируется работа первичных, районных организаций по социальному партнерству.
В связи с принятием нового Трудового кодекса РФ, основной особенностью которого является существенное расширение регулирования трудовых отношений на принципах социального партнерства, роль профсоюзных организаций, их права в социально-трудовой сфере возрастают.
Задача всех профсоюзных организаций – добиваться введения нормативного финансирования как важнейшего фактора сохранения единого образовательного пространства и инструмента для обоснования необходимых затрат для обеспечения работы учреждений.
Можно отметить, что в сметах образовательных учреждений Белгородской области кроме расходов на заработную плату, начислений на нее, питание, коммунальные услуги появились такие статьи, как расходы на медикаменты, приобретение мягкого инвентаря, мебели, оборудования, горюче-смазочных материалов, командировочные расходы и пр. Предусмотрены средства на текущий и даже капитальный ремонт образовательных учреждений, например, в Грайворонском районе.
Пример создания надлежащих условий труда и учебы, отвечающих европейским стандартам, – введение в строй нового учебного корпуса Белогородского государственного университета. Много сделано в этом направлении и в Белгородской технологической академии.
В коллективные договора внесены конкретные сроки выплаты заработной платы. В соответствии со ст. 236 ТК РФ закреплена материальная ответственность работодателей за задержку зарплаты в виде конкретных размеров денежной компенсации.
Но Трудовой кодекс создал и трудности – он передал право устанавливать порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий) соответствующим органам власти, из бюджетов которых финансируется учреждение: для вузов это Министерство образования РФ, для школ – органы местного самоуправления или региональные власти. Самые эффективные надтарифные формы оплаты труда за год сложились в Белгороде, Старом Осколе, Губкине, Алексеевском, Губкинском, Красненском, Красногвардейском, Новооскольском, Старооскольском, Грайворонском районах. В последнем, например, заложен премиальный фонд, 30% доплаты к должностным окладам, поощряется экспериментальная работа, участие в смотрах, конкурсах и т.д.
Не везде выполняются положения совместного письма Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки от 16 января 2001 г. N 20-58-196/20-5/7 в части норм учебной нагрузки. Согласно п. 2.II верхнего предела объема учебной нагрузки, который может быть установлен учителям и преподавателям в том же образовательном учреждении, не предусмотрено, за исключением работников учреждений среднего профессионального образования.
В большинстве районов средняя нагрузка педагогов – больше 1,2 тарифной ставки.
Остаются вопросы по аккредитации образовательных учреждений. Часто в их уставах не оговариваются формы самоуправления (попечительский совет, общее собрание, педагогический совет).
В отдельных учреждениях нарушается приказ министра образования от 31 августа 1995 г. N 463/1268 о наименовании должностей в учебных заведениях.
Необходимо продолжить целенаправленную кадровую политику в отрасли, создавая условия для постоянного повышения квалификации педагогических кадров. Задача каждой организации профсоюза – добиваться надбавок для молодых специалистов, а также за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях. Учебным заведениям необходимо добиваться заметного увеличения надбавок и доплат за наличие ученой степени и занимаемую должность для профессорского-преподавательского состава.
Говоря о гарантиях занятости работников отрасли, надо подчеркнуть, что не все органы управления образованием имеют программы кадрового обеспечения образовательных учреждений на ближайшие 3-5 лет.
Профкомам учебных заведений необходимо продолжить работу по созданию системы мер, обеспечивающих студентов вторичной занятостью в свободное от учебы время. Их заботой должно быть также трудоустройство выпускников по окончании учебного заведения (система целевой контрактной подготовки, поиск предприятий-заказчиков и т.д.).
Так, в 2001 году обратились в службу занятости 120 выпускников Белгородского государственного университета, 22 – Белгородского педагогического колледжа, 24 – Валуйского педучилища, 13 – Алексеевского педагогического колледжа, 32 – Старооскольского педколледжа.
В области со всеми педагогическими работниками рассчитались по долгам за 1995-2000 годы. Но по-прежнему остается задача установления единых социальных нормативов по оплате жилплощади, отопления и освещения, так как не во всех территориях они одинаковы.
Хороший пример: в Ракитянском районе выпускникам педагогических вузов, колледжей и училищ, направленным на работу в сельскую местность, выплачивается единовременное пособие в размере шести должностных окладов на хозяйственное обзаведение. Ежегодно на августовской конференции глава администрации Грайворонского района вручает молодым педагогам по одной тысяче рублей. Хотелось бы, чтобы это было повсеместно.
Серьезно занимаются оздоровлением членов профсоюза и их детей в Белгородском, Борисовском, Волоконовском, Чернянском районах, в г.Белгороде, Старооскольской и Губкинской территориях.
В полной мере использует предоставленные возможности по оздоровлению студентов Белгородский государственный университет, где профком получает от работодателя средства для проведения физкультурно-оздоровительной и социально-культурной работы.
В консолидированном бюджете области были предусмотрены средства в объеме 17 миллионов рублей на строительство или приобретение жилья для работников образования. Пять миллионов рублей получили работники учреждений, которые финансируются из областного бюджета.
Помогает эффективнее решать проблемы бюджетников трехстороннее соглашение между областными объединениями профсоюзов, работодателей и администрацией региона. Это и действовавший до 1 января 2002 года фонд поддержки молодых специалистов, и ежемесячные денежные компенсации на книгоиздательскую продукцию, и доплаты к тарифным ставкам 1-5-го разрядов ЕТС.
Вместе с тем современное состояние договорного регулирования трудовых отношений и на региональном уровне, и в территориях пока характеризуется декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений и коллективных договоров, их необязательностью. Над устранением этих недостатков работают профсоюзные организации.
Нам предстоит повышать уровень информированности работников отрасли и учащейся молодежи о ходе договорных процессов, их результатах, мерах по реализации обязательств, принятых сторонами соглашений.

Лидия ТОМИЛКА,
председатель Белгородского
обкома профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте