Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
На стадии вызова настраиваю учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Предлагаю им вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даю возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. На стадии реализации смысла (осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. На данной стадии каждому ученику предоставляется возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении, определить область, где требуется дополнительная работа. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Цели урокаОбразовательные: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.Развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.Тип урока: урок закрепления и изучения новых знаний и умений.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.ОборудованиеУчебник: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М. : Дрофа. 2007 год. Атлас географический, 7 класс.Физическая карта США.Таблица «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».Раздаточный материал: лист №1, лист №2.Мультимедийный проектор.География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7-х классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.Ход урокаI. Организационный моментУчитель: Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рад встрече с вами.А какое настроение у вас, ребята?Предлагает показать тот цвет, который соответствует настроению учащихся, на листе №1. Ученики, используя цветодневник (цветовой дневник настроения), отмечают цвет, соответствующий своему настроению в начале урока, на листе №1 (приложение 1):II. Стадия вызоваУчитель: Сегодня мы будем изучать государство Северной Америки США.Ученики записывают число и тему урока. Учитель предлагает детям таблицу – лист №2.Учитель предлагает выполнить задание: вписать в первую колонку таблицы все, что ученики знают о США. Что я знаю о США- Находится на материке Северная Америка.- Омывается тремя океанами.- Столица Вашингтон.- Граничит с Канадой и Мексикой.- На территории много полезных ископаемых.- Протекает самая крупная река Миссисипи.- Аляска – бывшая территория России.- Президент США – Барак Обама.Учитель предлагает обменяться информацией в парах, дополнить или отбросить лишнее, а затем коллективно обсудить собранную информацию. Учитель предлагает заполнить вторую колонку таблицы самостоятельно. Что бы я хотел узнать о США- Площадь территории.- Численность населения.- Промышленность, сельское хозяйство.- Крупные города страны.- Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.Учитель предлагает на основе содержания колонки («Хочу узнать») сформулировать цели урока. Учащиеся формулируют цели урока на основе содержания колонки:- Узнать занимаемую площадь США.- Узнать численность населения.- Выяснить, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства развиты в США.- Выяснить, как влияет хозяйственная деятельность в США на природу.- Узнать, где размещены крупные города страны.III. Стадия осмысленияУчитель предлагает выполнить самостоятельную работу, которая включает: – чтение с пометками,- заполнение таблицы (третья колонка),- работу с контурной картой и картами атласа.Для выполнения данной работы у вас на столах есть инструктивные карточки (приложение 2).1) Прочтите текст с пометками на полях учебника (с. 296-300):V – знаю,+ – узнал новое,- – думал иначе,! – очень важно запомнить.Ученики выполняют задание.2) Заполните третью колонку таблицы на листе №2, работая в малой группе.Ученики заполняют в листе №2 третью колонку («Узнал»). Работают в малой группе по три человека, результаты записывают в таблицу:Что я узнал нового на уроке о США- Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн кв. км.- Численность населения – 250 млн человек.- 50 штатов + федеральный округ Колумбия.- В природном отношении выделяют три зоны: Восток – равнинный – выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот. Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых. Юг – Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.- США занимает 1-е место в мире по выпуску промышленной продукции.- Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.- Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Даллас, Сиэтл. – Национальный парк – Йеллоустонский – известен своими гейзерами.- Экологическая обстановка в США ухудшается.3) Выполните задание по атласу и карте (приложение 2).Ученики обозначают на карте: государство США, столицу США, крупные города США, национальный парк США.Учитель предлагает провести проверку выполнения заданий. Ученики отчитываются о выполнении заданий.Первичное закрепление. Для проверки знаний и понимания нового материала учитель предлагает проверочную работу (приложение 3). Ученики отвечают на вопросы. Правильные ответы:1. Йеллоустонский парк.2. Нью-Йорк.3. Запад.IV. Стадия рефлексииУчитель предлагает соотнести полученные результаты со своими запросами перед началом изучения темы, затем предлагает составить синквейн.Учитель: Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас сейчас? Учитель предлагает показать тот цвет, который соответствует настроению учащихся, на листе №1. V. Домашнее задание1. Подготовить сообщение на тему «Что я еще знаю о США». 2. Творческое задание – составить кроссворд о США.VI. Итог урока. Выставление оценокУчитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, анализирует оценки.Анатолий МОСТОВ, учитель географии средней школы №6 города Гаврилов-Ям Ярославской области, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии