Высшая школа экономики продолжает освещать тему эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Очередной вебинар, проведённый Российским тренинговым центром Института образования НИУ ВШЭ, был посвящён оценке ИК-грамотности школьников и использования её результатов на региональном уровне.
Заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева напомнила о том, что коллективом НФПК был разработан специальный инструмент – ICL Test, позволяющий оценить уровень ИК-компетентности среди учащихся 9-х классов. (Подробнее о нём читайте в наших предыдущих материалах на эту тему) По словам Светланы Михайловны, с помощью данного инструмента можно выяснить, прежде всего, уровень способности оперировать информацией, решать практические задачи, используя ИКТ, мыслить и работать в современном “цифровом” мире. Большинство же других тестов оценивают лишь степень сформированности технологических навыков и владения определёнными программными продуктами.
– ICL Test состоит из 16 заданий, основанных на решении реальных жизненных ситуаций, с которыми человек сталкивается в течение всей жизни, – сказала Светлана Авдеева. – При их выполнении от учащихся требуется не только учение искать, отбирать и анализировать нужную информацию в доступных источниках, но также проводить различные действия с данными, передавать их, создавать или выбирать презентационные материалы для конкретной целевой аудитории, а также принимать решения о правомерности и этичности использования полученной информации.
Методика тестирования и сам инструмент уже апробированы в ряде регионов РФ. В большинстве случаев результаты были вполне прогнозируемыми. Например, вполне закономерно оказалось, что в гимназиях и школах с углублённым изучением отдельных предметов уровень ИК-компетентности учеников был в 5-10 раз выше, чем в школах-интернатах, и в 2-3 раза выше, чем в общеобразовательных школах.
Вместе с тем, выяснились и некоторые весьма любопытные моменты. В частности, было установлено, что чем более монологичен учебный процесс, тем в меньшей степени у школьников сформированы ИКК, в то время как обсуждение приводит к осмыслению материала и формирует компетенции, связанные с обобщением информации, умением делать выводы, развивает коммуникативные навыки. Тестирование помогло понять, насколько взаимосвязаны регулярность самостоятельного решения задачи и практическая работа, как соотносятся частота работы в группах и частота дискуссий на уроках со степенью сформированности ИКК.
Наконец, были получены и весьма неожиданные результаты, природу которых ещё предстоит изучить. В частности, оказалось, что ИКК учащихся разных классов одной параллели одного и того же образовательного учреждения могут довольно сильно (порой – в два раза) отличаться, притом, что эти классы не являются профильными, а информатику им преподают одни и те же учителя.
– Результаты тестирования школьников Ямало-Ненецкого автономного округа показали, что на развитие информационной компетентности очень большую роль играет, например, форма домашней работы, – говорит Светлана Авдеева. – Так, среди школьников, отметивших, что они получают домашние задания, предполагающие использование компьютера, самостоятельный поиск информации, создание презентаций и написание рефератов, уровень ИКК значительно выше. Другие же типы ДЗ, требующие редактирования изображений, совместного с одноклассниками поиска решения и обсуждений, не показывают значительной связи с ИКК.
Закономерно подтвердились предположения, что проектная деятельность также помогает развитию информационных компетентностей. А вот с социальными сетями не всё так однозначно. Их влияние данном случае весьма условно. Несмотря на то, что 80% школьников заходят в социальные сети не менее одного раза в день, частота пользования этим видом информационных ресурсов не коррелирует с уровнем ИКК, даже если ученики используют соцсети только для учёбы.
Напрашивается вывод: для формирования высокого уровня ИК-компетентности важны не средства ИКТ (в том числе, социальные сети), а характеристики собственно деятельности учащихся, которая протекает в рамках или вне рамок ИКТ. Сам по себе этот уровень в большей степени связан с образованием родителей, наличием в доме образовательных ресурсов, использованием компьютера в домашних условиях, успеваемость ученика, и в меньшей – с социально-экономическим статусом семьи, степенью доступности и использованием средств ИКТ в школе.
По итогам тестирования для учащихся разного уровня ИКК были подготовлены рекомендации, благодаря которым каждый школьник может понять, над чем именно ему предстоит поработать. Эти сведения также полезны учителям и администрации, поскольку позволяют выяснить, каким образом следует изменить учебный процесс, чтобы повысить его эффективность. Ведь простое насыщение школы техникой вряд ли способно улучшить качество образования, необходимы грамотные подходы к использованию всего этого богатства.
Как отметила заместитель директора Регионального центра оценки качества образования ЯНАО Галина Головичер, тестирование с использованием инструмента ICL Testпомогло наглядно продемонстрировать, какие школы округа добились максимальных результатов в плане ИК-компетентности, а где предстоит серьёзно поработать в этом направлении.
– Тестированием было охвачено 114 школ ЯНАО, в нём приняли участие 1468 педагогов и 5167 учащихся 9-х классов, – рассказала Галина Валентиновна. – Но этому предшествовала серьёзная подготовительная работа. В частности, были подготовлены буклеты для родителей, в которых мы подробно рассказали, в чём суть предстоящего испытания, что такое, собственно, информационно-коммуникационная компетентность, в чём смысл проводимого мониторинга, какие задачи стоят перед системой образования, а также перечислили семь составляющих ИКК. Некоторые родители почему-то уверены, что если их ребёнок очень много времени проводит у монитора, то он автоматически очень компетентен в вопросах ИКТ. Однако мы постарались развеять это заблуждение, наглядно показав, что частота и интенсивность использования компьютера почти не сказывается на уровне ИКК. Более того, наличие или отсутствие смартфонов и планшетов у ребят практически не связано с информационной компетентностью, а в ряде случаев наличие планшета даже снижает ИКК. Это было для многих весьма большой неожиданностью, поскольку некоторые взрослые очень большое внимание уделяют вопросам материальной обеспеченности, считая, что от него образование только выигрывает. Между тем, как показало тестирование, первостепенную важность имеет именно уровень образования родителей и наличие в доме информационных ресурсов (не только подключённого к Интернету компьютера или коллекции CD, но и домашней библиотеки).
Фото автора
Комментарии