search
main
0

От чего зависит финансовый успех?.

Глобальная тенденция образованности в сфере финансов, проникнувшая во все страны, сегодня выявляет безграмотность населения в пользовании элементарными финансовыми инструментами. Воспитание финансовой грамотности и финансовой культуры сейчас стало особенно актуальной и важной проблемой для России в целом, ведь только невысокий процент граждан располагает навыками свободной ориентации в сфере экономики, владеет информацией о финансовых институтах и продуктах, которые они предлагают. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой: кто поможет подрастающему поколению разобраться в этом вопросе, ведь в общеобразовательных учреждениях предмета «Финансовая грамотность» нет, соответственно, нет и учителя по такому предмету.

​Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным…»

Сенека

Сегодня, чтобы занять достойное место в жизни, и самому проложить дорогу к успеху, человеку нужно уметь обращаться с деньгами, потому что деньги в современном обществе являются мерилом успеха…

Галина Острикова

Остается семья – но ведь родители не смогут помочь своим детям понять то, чему их самих не учили ни в школе, ни дома, потому что это было просто не принято. Оценить свои действия как правильное или неправильное финансовое поведение было невозможно из-за отсутствия какой-либо информации об этом. В большинстве случаев убеждения родителей расположены в плоскости того, что успех детей заключается лишь в том, чтобы хорошо учиться, поступить в институт, устроиться на работу, где можно проработать всю жизнь, не «хватать звезд с неба», но при этом иметь полный соцпакет и стабильность. Сегодняшние родители, пережившие нестабильность 90-х и 00-х рассуждают так: «Зачем рисковать, есть заработок – маленький, но все же мой?» Эта позиция обусловлена лучшими побуждениями, но она не всегда принимается детьми и не всегда укладывается в условия современного мироустройства.

Мнения экспертов указывают часто на то, что финансовая грамотность и культура являются таким аспектом, к которому школа может лишь привлечь внимание и дать основы знаний. А навык и умения будут формироваться в семейной среде. Для того чтобы интерес молодого поколения к финансовой грамотности и культуре возрастал, необходимо проводить соответствующие беседы как дома, так и в школе, объясняя ребенку всю важность этого предмета, так как именно семья и школа, закладывают фундамент будущего успеха и финансового благополучия взрослого человека.

На сегодняшний день государство решило довольно серьезно подойти к повышению финансовой грамотности населения, основной целью которого является создание основ грамотного финансового поведения и развитие финансовой культуры российских граждан. Особенно это касается подрастающего поколения и требует созидания здравого финансового мышления, привития навыков правильных и ответственных решений в области личных финансов; повышения результативности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг для обеспечения личного финансового благополучия. Для этого планируется ввести в школьную программу, наряду с другими предметами урок «Финансовая грамотность». Благодаря проекту Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и краевой программе Министерства Финансов Ставропольского края «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитию финансового образования в Ставропольском крае 2014-2018 гг.», подрастающее поколение начали рассматривать как важную целевую аудиторию, которая является отправной точкой для развития «финансово грамотного и культурного общества будущего».

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта в Ставропольском крае в 2017-2018 гг. были обучены 1000 преподавателей, школы получили доступ к учебным пособиям по финансовой грамотности от минфина РФ, учебники, разработанные Центральным Банком РФ, информационные брошюры и многое другое. Но, усилия, предпринимаемые Правительством страны и регионов, могут оказаться тщетными, если к такому важному вопросу как управление личными финансами будет привязано обычное академическое отношение. Любой энтузиазм и горение имеет обыкновение затухать там, где нет основания и понимания предмета. Может ли преподаватель объяснить важность ведения учета доходов и расходов ученику, если не делает это сам? Как учителю показать ученику превращение его мечты в реальность, если он сам раздавлен реальностью хаоса своих личных финансов? Практика показывает, что любой предмет становится сложным и запутанным тогда, когда преподаватель скрывает отсутствие собственной компетенции за сложными формулировками и необъясняемой терминологией. Результаты двух исследований PISA 2012 и 2016 годов показали разительный скачок в уровне компетенций российских школьников в области финансовой грамотности – с 10 места среди 18 стран на 4 место среди 15 стран. При этом, прирост результатов по финансовой грамотности был выше, чем по математической и читательской грамотности. Отчасти это конечно же указывает на результаты повышения внимания к финансовому образованию школьников. С другой стороны, финансовое поведение учащихся изменилось настолько стремительно, что нельзя не учитывать в данном контексте более свободное горизонтальное движение информационных потоков среди российских школьников по сравнению с тем, как делятся информацией подростки в других странах. Среди российских подростков умение или навык одного сразу же становится достоянием десятка. И это подчеркивает крайнюю важность корректности той информации, которую усваивают учащиеся от вертикальной составляющей, то есть от преподавателя или родителя. В этом контексте возрастает необходимость постоянного повышения компетентности преподавателей, задействованных в подаче школьникам знания финансовой грамотности и родителей учащихся.

Необходимо отметить, что большая часть преподавателей, работающих в настоящее время в школе, выросли в то время, когда в стране был информационный вакуум в области личных финансов. Теперь же список литературы расширился и может быть рекомендован как для использования в педагогической практике, так и для саморазвития. Кроме того, информационные потоки в сети Интернет ежедневно предлагают новости и статьи по этому вопросу. Таким образом, преподаватель сегодня имеет возможность развивать свой личный путь к финансовому успеху и на основании личного примера строить практические занятия по применению финансовой грамотности своими учениками.

Если мы обратимся к первым доступным литературным источникам о личных финансах в России, то одним из них стала книга Галины Остриковой \”Семейный бюджет, или кто положил деньги в тумбочку?\”. Для многих она стала настольной книгой. Раскрывая основные секреты управления личными финансами, которые так необходимы простому человеку, желающему обеспечить себе жизнь, полную материального достатка и процветания, автор позволила простому гражданину по-новому взглянуть на финансовый мир.

Например, в вопросе финансового успеха Галина Острикова придерживается следующих принципов:

Принцип 1. «У денег своя энергия. Мощная энергия. Но она может быть созидающей, а может быть разрушающей. И только от вас зависит, какую энергию денег вы направляете на себя»

Главной проблемой неудач большинства людей можно считать неправильное отношение к деньгам. Люди привыкли работать ради денег, они готовы терпеть нелюбимую профессию, плохое отношение со стороны руководства, если им нужны деньги. И это они делают на протяжении всей своей жизни, даже не пытаясь что-нибудь изменить. А нужно сделать так, чтобы наши увлечения стали источником дохода. Роскошный образ жизни, который дети видят на экране, выключает из их собственного жизненного уравнения одну составляющую, а именно: процесс достижения цели – надо кем-то стать, чтобы все это иметь и оказаться на вершине своей славы, пройдя свой путь длинною в жизнь.

Принцип 2. «Финансовый план, инвестиционный журнал и красный галстук потребуются вам тогда, когда вы обретете контроль над своими финансами и готовы будете перейти на следующий этап своей жизни – наращивание капитала для достижения финансовой свободы…»

Сегодняшнее молодое поколение воспитано по принципу «хочу здесь и сейчас», оно не умеет видеть разницу между активами и пассивами. Обычное представление о богатстве – это большой дом, дорогой автомобиль, яхта, вилла на побережье и т.д. Молодые люди часто подчеркивают свою статусность дорогими гаджетами. Приносят ли все эти вещи деньги в карман или забирают их из него? Логично то, что все вышеперечисленное требует денег на содержание. Значит, это пассивы. Примечательно, что те, кто могут позволить себе такие пассивы, изначально были озадачены наращиванием активов. Главное в этом – приумножение собственных знаний о работе денег и своих собственных способностях зарабатывать деньги. Необходимо обращать внимание подростков на воспитание в себе нерасточительности.

Принцип 3. «Деньги – это то, что постоянно требует движения, если у вас «ноль» – ваши доходы равны вашим расходам, и у вас нет будущего, если вы оставите ситуацию без изменений. Если у вас «минус» – вы в большой опасности, вы живете не по средствам, у вас нет настоящего и у вас нет будущего, если вы не начнете что-то менять. Если у вас «плюс», то важен размер этого «плюса» и правильное распоряжение тем, что вы имеете. Ищите внутренние рычаги увеличения «плюса» и применяйте творческий подход, чтобы включить для вашего «плюса» сложный процент»

Одни сегодня считают, что тем, кто стал финансово успешным и независимым, просто крупно повезло. Одни просто случайно выбрали свое дело, другим выпало наследство, третьим кто-то помог. Некоторые утверждают, что там, где водятся большие деньги, всегда есть обман, мошенничество и зло. Мало кто думает о том, что собственное дело могло начинаться с обычной мечты, но со временем благодаря упорству и поставленной цели дело смогло развиваться все шире и шире, и наконец, человек добился того, о чем мечтал всю жизнь. Более того, все, кто стал финансово успешными, имели идею, имели четкое понимание того, что им надо и как этого достичь, а для этого они много трудились. Везение здесь не играет практически никакой роли.

Принцип 4. «Чтобы быть финансово независимым человеком надо освоить курс взаимоотношений с деньгами, всю жизнь практиковаться и не забывать проходить «курсы повышения квалификации»

Управление финансами в современном мире становится все более и более сложным. Сегодня это далеко не просто поход в банк, скорее, как раз наоборот – это наличие банка у нас в доме: в компьютере или в телефоне. А развитие «умных» гаджетов и компьютерных технологий требует постоянного пополнения своих знаний. И если окончание школы для многих становится окончанием учебы вообще, то в отношении науки о деньгах это знаменует только начало нового учебного курса под названием «Жизнь», где уже вся ответственность за финансовые решения лежит на плечах подрастающего поколения, которое выросло и стало взрослым. Существует замечательное высказывание: если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество. Наша жизнь – это самый лучший учитель.

Современная молодежь без финансовой грамотности и знаний о том, как работают деньги, не готова встретиться лицом к лицу с взрослым миром – миром, где расходы в основном превышают наши сбережения. Деньги приходят и уходят, но если нам известно, как они работают, то мы можем управлять ими и легко выстраивать устойчивую семейную экономику.

Оптимальным решением для подрастающего поколения на сегодняшний день является обязательное введение курса финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях. В Ставропольском крае этот курс предложен в рамках факультативной деятельности, где в ходе занятий педагоги учат школьников не только бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Финансовая грамотность – это жизненно необходимый навык. Каждый гражданин нашей страны должен уметь сохранять баланс между инвестициями и потреблением для обеспечения комфортного уровня жизни в будущем, эффективно управлять личными финансами, ставить перед собой четкие цели и достигать их, а также использовать различные финансовые инструменты, чтобы иметь высокую финансовую культуру.

Об авторе:

Людмила Петровна Хамидулина – учитель экономики лицея №4, Кисловодск, Ставропольский край

Например, в вопросе финансового успеха придерживается следующих принципов:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте