search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

От частного к общему. Что выберут вузы: системный подход или «лоскутное одеяло»?

Вузы многих стран мира внедряют и используют самые передовые, инновационные технологии. Часть из них наряду с программными продуктами, аппаратными решениями, прототипами стандартов и протоколов была разработана, испытана и внедрена именно на базе университетских лабораторий и научных центров. Ситуация в большинстве российских вузов до последнего времени складывалась иначе: подготовка специалистов осуществлялась, как правило, на основе долгое время не модернизировавшегося программного и аппаратного обеспечения, а телекоммуникационные сети, Интернет, технологии теледоступа к информации, современные высокопроизводительные вычислительные и информационные системы использовались в учебном процессе ограниченно.

В последние 2-3 года российское правительство стало выделять средства на реформирование технического и информационного обеспечения учебного процесса. И ситуация в высшей школе постепенно начала меняться к лучшему. Получив гранты в рамках ПНП «Образование», многие вузы приступили к внедрению ИКТ в составе реализации инновационных программ. Основным приоритетом, естественно, стало повышение качества образования, но у всех вузов разные перечни задач для достижения этой цели. Например, для одних важнейшая задача – наведение с помощью новых технологий порядка в административно-хозяйственном управлении, другие в первую очередь стремятся автоматизировать документооборот и управление персоналом и так далее. Для подавляющего большинства вузов наиболее актуальна тема дистанционного обучения, а из компонентов комплексного решения «АйТи-Университет» они особенно интересуются модулями информационного обеспечения и управления учебным процессом, модулем электронного деканата и различными прикладными модулями с применением смарт-карт*.

Так или иначе решение всех внутренних организационных вопросов и автоматизация отдельных процессов должны приводить к повышению качества образовательных услуг. Многие вузы так и формулируют главную цель внедрения и применения информационных технологий: успешная конкуренция за студентов и подготовка действительно востребованных рынком специалистов.

Использовать ИКТ планируют практически все учреждения высшего образования независимо от того, получают они государственное целевое финансирование или нет. Основная сложность в том, что пока большинство самих вузов не имеет четкого представления о возможностях автоматизации. Проректоры по информатизации и другие ответственные сотрудники вузов сейчас активно собирают информацию, посещают семинары, изучают возможности предлагаемых решений, знакомятся с новыми разработками. Некоторые пытаются изучать опыт ИТ-проектов своих коллег из других вузов.

Но публичных наработок пока не слишком много, кроме того, сильные различия как между самими вузами, так и в целях автоматизации не способствуют формированию действительно полезных выводов, которые можно было применить на практике. Интересно, что и поставщики ИТ-услуг в свою очередь еще не имеют четкого представления о рабочих процессах вузов. До сих пор хорошо изучены бизнес-процессы лишь в ряде отраслей, которые начали применять ИКТ годы или десятки лет назад: нефтяная промышленность, банковский, телекоммуникационный, энергетический секторы, административные процедуры в государственном секторе.

Автоматизация высших учебных заведений – новая, практически неформализованная и пока недостаточно исследованная отрасль. Из-за небольшого количества реализованных ИТ-проектов в вузах и относительно недавнего начала работы в этом направлении самой сложной частью каждого такого проекта становится осознание потребностей, постановка задачи. Именно поэтому здесь наиболее продуктивно и эффективно долгосрочное сотрудничество вуза и системного интегратора, ибо на достижение взаимопонимания требуется время. А это значит, что на данном этапе очень востребованы услуги консалтинга и аудита ИТ-инфраструктуры вузов.

Консультанты должны помочь университетским специалистам выявить приоритеты внедрения ИКТ исходя из важнейших текущих задач, определить оптимальную архитектуру ИТ-решений. Цель аудита ИТ-инфраструктуры заключается в определении необходимости и путей модернизации для последующего внедрения перспективных информационных систем. В целом такие консультационные услуги помогают снизить проектные риски и повысить вероятность успешной реализации проектов информатизации.

Вузы осторожно подходят к внедрению ИКТ. Пока лишь единицы готовы использовать для этого комплексные решения. Большинство же выбирают частичную автоматизацию, «оптимизирующую» особо проблемные рабочие процессы. Создание информационной системы обычно начинается от частного к общему: с внедрения конкретных модулей комплексной ИТ-системы для решения определенных задач. Например, пытаются автоматизировать только библиотеки или все усилия сосредоточить на создании университетского портала. Такой подход привлекателен тем, что не требует значительных затрат средств и времени, при этом в результате вуз получает функционально законченный продукт, работающий так, как нужно пользователям, хотя, к сожалению, в большинстве случаев он не использует полностью все заложенные в него возможности.

Есть здесь и свои «подводные камни». Порой внедренная система, которая вначале казалась заказчику простой и понятной, может оказаться «не совсем тем, что нужно» из-за того, что постановщики задачи забыли упомянуть какие-то нюансы на предпроектной стадии. Любая «лоскутная» автоматизация потребует развития систем в дальнейшем. Практически сразу становится понятно, что требуется интеграция внедренных систем с существующими или планируемыми к внедрению системами, поскольку информация, хранящаяся в одной системе, бывает очень полезна для других процессов.

Например, многие вузы уже имеют подсистемы автоматизации отдельных функций управления учебным процессом. Как правило, они ориентированы на задачи определенного подразделения вуза, и физически информация может дублироваться в каждой из подсистем. В частности, задача планирования нагрузки преподавателей различных кафедр требует использования в подсистеме планирования сведений о контингенте и учебных планах специальностей. Их дублирование в различных подсистемах становится потенциальной причиной нарушения целостности данных. Поскольку изменение контингента и учебного плана приводит к модификации баз данных каждой из подсистем, наличие большого количества копий этой информации в итоге чревато существенными затратами на поддержание целостности и непротиворечивости данных. Кроме того, физическое дублирование информации приводит к повышению затрат на внешнюю память и администрирование данных.

Очевидно, тенденцией будущего, несмотря на сложности и пока недостаточное доверие к ИКТ, станут комплексные проекты и интеграция разрозненных решений в единое информационное пространство. Этому будет способствовать и повышение информированности вузов в плане существующих возможностей, а также взаимодействие вузов с поставщиками ИТ-услуг. В процессе работы над небольшими локальными проектами вузы и системные интеграторы приобретают необходимый опыт и находят оптимальные решения многих проблем, что позволяет значительно сократить время разработки комплексной системы.

Чтобы создать действительно полезную информационную систему, необходимо учесть множество факторов, понять сложнейшую структуру происходящих в высшей школе процессов и формализовать их, изучив и применив на практике множество новых технологий. Результат такого проекта будет действительно стоить затраченных на него сил и времени.

Дмитрий СМИРНОВ, руководитель отдела по работе с госсектором компании «АйТи»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте