Вузы многих стран мира внедряют и используют самые передовые, инновационные технологии. Часть из них наряду с программными продуктами, аппаратными решениями, прототипами стандартов и протоколов была разработана, испытана и внедрена именно на базе университетских лабораторий и научных центров. Ситуация в большинстве российских вузов до последнего времени складывалась иначе: подготовка специалистов осуществлялась, как правило, на основе долгое время не модернизировавшегося программного и аппаратного обеспечения, а телекоммуникационные сети, Интернет, технологии теледоступа к информации, современные высокопроизводительные вычислительные и информационные системы использовались в учебном процессе ограниченно.
В последние 2-3 года российское правительство стало выделять средства на реформирование технического и информационного обеспечения учебного процесса. И ситуация в высшей школе постепенно начала меняться к лучшему. Получив гранты в рамках ПНП «Образование», многие вузы приступили к внедрению ИКТ в составе реализации инновационных программ. Основным приоритетом, естественно, стало повышение качества образования, но у всех вузов разные перечни задач для достижения этой цели. Например, для одних важнейшая задача – наведение с помощью новых технологий порядка в административно-хозяйственном управлении, другие в первую очередь стремятся автоматизировать документооборот и управление персоналом и так далее. Для подавляющего большинства вузов наиболее актуальна тема дистанционного обучения, а из компонентов комплексного решения «АйТи-Университет» они особенно интересуются модулями информационного обеспечения и управления учебным процессом, модулем электронного деканата и различными прикладными модулями с применением смарт-карт*.
Так или иначе решение всех внутренних организационных вопросов и автоматизация отдельных процессов должны приводить к повышению качества образовательных услуг. Многие вузы так и формулируют главную цель внедрения и применения информационных технологий: успешная конкуренция за студентов и подготовка действительно востребованных рынком специалистов.
Использовать ИКТ планируют практически все учреждения высшего образования независимо от того, получают они государственное целевое финансирование или нет. Основная сложность в том, что пока большинство самих вузов не имеет четкого представления о возможностях автоматизации. Проректоры по информатизации и другие ответственные сотрудники вузов сейчас активно собирают информацию, посещают семинары, изучают возможности предлагаемых решений, знакомятся с новыми разработками. Некоторые пытаются изучать опыт ИТ-проектов своих коллег из других вузов.
Но публичных наработок пока не слишком много, кроме того, сильные различия как между самими вузами, так и в целях автоматизации не способствуют формированию действительно полезных выводов, которые можно было применить на практике. Интересно, что и поставщики ИТ-услуг в свою очередь еще не имеют четкого представления о рабочих процессах вузов. До сих пор хорошо изучены бизнес-процессы лишь в ряде отраслей, которые начали применять ИКТ годы или десятки лет назад: нефтяная промышленность, банковский, телекоммуникационный, энергетический секторы, административные процедуры в государственном секторе.
Автоматизация высших учебных заведений – новая, практически неформализованная и пока недостаточно исследованная отрасль. Из-за небольшого количества реализованных ИТ-проектов в вузах и относительно недавнего начала работы в этом направлении самой сложной частью каждого такого проекта становится осознание потребностей, постановка задачи. Именно поэтому здесь наиболее продуктивно и эффективно долгосрочное сотрудничество вуза и системного интегратора, ибо на достижение взаимопонимания требуется время. А это значит, что на данном этапе очень востребованы услуги консалтинга и аудита ИТ-инфраструктуры вузов.
Консультанты должны помочь университетским специалистам выявить приоритеты внедрения ИКТ исходя из важнейших текущих задач, определить оптимальную архитектуру ИТ-решений. Цель аудита ИТ-инфраструктуры заключается в определении необходимости и путей модернизации для последующего внедрения перспективных информационных систем. В целом такие консультационные услуги помогают снизить проектные риски и повысить вероятность успешной реализации проектов информатизации.
Вузы осторожно подходят к внедрению ИКТ. Пока лишь единицы готовы использовать для этого комплексные решения. Большинство же выбирают частичную автоматизацию, «оптимизирующую» особо проблемные рабочие процессы. Создание информационной системы обычно начинается от частного к общему: с внедрения конкретных модулей комплексной ИТ-системы для решения определенных задач. Например, пытаются автоматизировать только библиотеки или все усилия сосредоточить на создании университетского портала. Такой подход привлекателен тем, что не требует значительных затрат средств и времени, при этом в результате вуз получает функционально законченный продукт, работающий так, как нужно пользователям, хотя, к сожалению, в большинстве случаев он не использует полностью все заложенные в него возможности.
Есть здесь и свои «подводные камни». Порой внедренная система, которая вначале казалась заказчику простой и понятной, может оказаться «не совсем тем, что нужно» из-за того, что постановщики задачи забыли упомянуть какие-то нюансы на предпроектной стадии. Любая «лоскутная» автоматизация потребует развития систем в дальнейшем. Практически сразу становится понятно, что требуется интеграция внедренных систем с существующими или планируемыми к внедрению системами, поскольку информация, хранящаяся в одной системе, бывает очень полезна для других процессов.
Например, многие вузы уже имеют подсистемы автоматизации отдельных функций управления учебным процессом. Как правило, они ориентированы на задачи определенного подразделения вуза, и физически информация может дублироваться в каждой из подсистем. В частности, задача планирования нагрузки преподавателей различных кафедр требует использования в подсистеме планирования сведений о контингенте и учебных планах специальностей. Их дублирование в различных подсистемах становится потенциальной причиной нарушения целостности данных. Поскольку изменение контингента и учебного плана приводит к модификации баз данных каждой из подсистем, наличие большого количества копий этой информации в итоге чревато существенными затратами на поддержание целостности и непротиворечивости данных. Кроме того, физическое дублирование информации приводит к повышению затрат на внешнюю память и администрирование данных.
Очевидно, тенденцией будущего, несмотря на сложности и пока недостаточное доверие к ИКТ, станут комплексные проекты и интеграция разрозненных решений в единое информационное пространство. Этому будет способствовать и повышение информированности вузов в плане существующих возможностей, а также взаимодействие вузов с поставщиками ИТ-услуг. В процессе работы над небольшими локальными проектами вузы и системные интеграторы приобретают необходимый опыт и находят оптимальные решения многих проблем, что позволяет значительно сократить время разработки комплексной системы.
Чтобы создать действительно полезную информационную систему, необходимо учесть множество факторов, понять сложнейшую структуру происходящих в высшей школе процессов и формализовать их, изучив и применив на практике множество новых технологий. Результат такого проекта будет действительно стоить затраченных на него сил и времени.
Дмитрий СМИРНОВ, руководитель отдела по работе с госсектором компании «АйТи»
Комментарии