Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От антропологической практики – к успешному предпринимательству

УГ - Москва, №28 от 12 июля 2011. Читать номер
Автор:

Сегодня мало кого удивишь стратегией инновационного развития, комплексным и системным подходом, формированием проектных умений, школой самоопределения. Дело проверяется результативностью, тем, как и за счет чего все эти новейшие тенденции действительно реализуются в реальной практике профессионального образования. Исходя из этих весьма ответственных обязательств, попробуем рассказать о столичном колледже предпринимательства №11 в рамках концепции его развития, оставив за скобками известные нормативные положения, определяющие в этот исторический период характер модернизации профессионального образования.

В чем смысл инновационного развития колледжа? По большому счету речь идет о максимально возможных параметрах инновационной образовательной системы, которую можно поименовать как «Система антропологической практики». Эту рамку, объединяющую все частные подходы и направления деятельности, колледж называет гуманитарно-антропологической, удерживающей всю полноту реальности жизни и деятельности молодого поколения в горизонтальных и вертикальных измерениях. При этом имеется в виду не формирование разрозненных знаний, умений, способностей, компетенций, а образование самого человека, становление в нем подлинно человеческой ипостаси, где главным образовательным результатом становится его развитие во всех духовно-душевно-телесных измерениях как личности, как индивидуальности.Содержательное обсуждение самой возможности построения образовательной системы как практики выращивания и действительно образования собственно человеческого в человеке связано с рассмотрением базовых концептуальных идей и важнейших целевых ориентиров такой инновационной системы. Вопрос о полноте профессионального образования – вопрос о единстве многообразия процессов образования и форм его организации в одном образовательном пространстве, подкрепленного усилиями коллектива, способного решать поставленные задачи, когда точка встречи – конкретный учащийся.Ведущая концептуальная идея – осмысление такого привычного словосочетания в языке педагогики, как «субъект образования». Реализация этой идеи позволяет наладить процессы и саморазвития, и самообразования человека в самых современных формах профессионального развития, предполагает быстроту ориентировки в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов; строительство пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока не сложился весь комплекс необходимых и достаточных условий; и развитие ценностно-смысловых установок.Результаты движения в этом направлении обеспечивают несколько целевых ориентиров: выявление реальных (не умозрительных) ресурсов – интеллектуально-волевого, нравственно-позиционного, профессионально-деятельностного, организационного, управленческого и выращивание жизнеспособной общности людей, включенных в жизнь и деятельность колледжа. При этом необходимо:- технологическое обустройство системы – разработка образовательных программ, которые фиксируют в своем содержании все многообразие видов деятельности участников образования;- разработка нормативных моделей развития человеческого потенциала, которые могут обеспечить продуктивное сопряжение всех форм профессионального образования;- апробация моделей совместной образовательной деятельности как синтеза образовательного процесса и педагогической деятельности.Таким образом, полнота и целостность профессионального становления и обретения учащимся образа человеческого в образовательном пространстве инновационной системы – это многообразие видов и форм индивидуальной, совместно-распределенной деятельности. Важно, что при этом учащийся не только знакомится с ее предметным содержанием, но, погружаясь в универсум культуры, обретает ориентиры самоидентификации, опору для самоопределения, опыт социального и культурного действия, участвуя тем самым и в процессах культуротворчества.Стратегическая цель деятельности нашего колледжа – становление его как самостоятельного, полноправного субъекта социально-экономической сферы города, ориентированного на развитие человеческого потенциала, а также на разработку, согласование и тиражирование современных норм качества труда. Методологические основания реализации стратегической цели это:- включение обучающихся и преподавательского состава в процессы исследования, стратегирования и проектирования;- формирование у учащихся надпрофессиональных компетенций в рамках открытых образовательных пространств – экспедиции, социокультурные проекты, конкурсы народных ремесел, бизнес-фестиваль учащейся и студенческой молодежи, региональные конкурсы молодежных предпринимательских проектов, фестивали науки в ведущих вузах России, туристические слеты, организационно-деятельностные семинары и тренинги.При этом приоритетными задачами становятся изменение организационно-правового статуса колледжа, переход в статус государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования, когда можно увеличить число степеней свободы для эффективного содержательного позиционирования колледжа в постоянно обновляющейся и зачастую плохо прогнозируемой системе хозяйственных отношений.Переход на тьюторское сопровождение образовательной, производственной и надпредметной деятельности учащихся позволит сформировать команду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, производственной деятельности студентов, их досуга; увеличить количество открытых образовательных пространств, в том числе созданных преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа; внедрить механизм разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся; сформировать команды (клубы, сообщества), представляющие колледж в масштабе города, региона, страны.За последние годы структура подготовки в колледже была существенно расширена за счет открытия новых специальностей и профессий. Начиная с 2011 года основным механизмом для введения в колледже новых образовательных программ стало открытие в первую очередь программ профессиональной подготовки, затем – при наличии спроса и оснащенности программы ресурсами (устойчивый набор, достаточная материально-техническая база, наличие базового социального партнера) – открытие программы основного профессионального образования. Решение этой задачи предполагает разработку и реализацию образовательных программ различного образовательного уровня при обеспечении последовательности и непрерывности содержания образования. Многоуровневый принцип позволяет создавать не только интегрированные образовательные программы различных уровней (профильное обучение – НПО, СПО; ДПО-НПО, СПО; НПО-СПО; СПО-ВПО), но и формировать вариативное и потенциально открытое для всех участников программ (обучающихся, администрации образовательного учреждения, работодателей) образовательное пространство.Разработку и реализацию непрерывных многоуровневых образовательных программ можно считать четким критерием готовности колледжа предоставить реальные возможности для достижения того уровня образовательной и профессиональной подготовки, который востребован потребителями современных образовательных услуг, в первую очередь учащимися и работодателями, что становится ведущей функцией колледжа (с учетом тенденций нынешнего этапа развития человеческих ресурсов и экономики в целом). С 2009 года в колледже было разработано и реализовано 8 интегрированных программ СПО на базе НПО различной профессиональной траектории. Все интегрированные программы прошли внешнюю экспертизу и процедуру государственной аккредитации.Еще одна задача – реализация производимых в колледже продукции и услуг с определением порядка ценообразования, отработкой адекватных форм осуществления такого типа коммерческой деятельности; например, путем организации интернет-магазина, call-центра.Задача организации деятельности школы профессионального самоопределения включает в себя обучение по общеобразовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования и внедрение на их базе программ предпрофильной и профильной подготовки, включающих:- отработку механизмов профессионального самоопределения учащихся 9-х классов как основы для получения профессионального образования на базе колледжа;- формирование условий для осознанного и мотивированного выбора профиля дальнейшего профессионального обучения;- дифференциацию содержания образования за счет интеграции в учебные планы предметов соответствующего профиля;- совершенствование практики сетевого взаимодействия школа – ссуз -вуз.Сегодня формируется запрос на образовательные услуги по повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов. Это направление становится ведущим в колледже в рамках деятельности ресурсных центров, которые превращаются в место соединения производственных норм труда (социальные партнеры) и образовательных технологий (колледж). Наличие в ресурсных центрах колледжа современного высокотехнологичного оборудования, квалифицированного профессорско-преподавательского состава, инновационных (в том числе, дистанционных) форм обучения позволяет удовлетворить запросы социальных партнеров (работодателей).Особым направлением повышения качества образования стала разработка технологических карт по специальностям и профессиям колледжа. Технологическая карта в отличие от учебного плана содержит описание образовательной технологии по той или иной специальности, характеристику образовательного маршрута студента по этапам обучения.Основным направлением усилий по информатизации колледжа стало создание защищенной мультисервисной сети совместно с компанией CISCO. Главное здесь – не столько обеспечение безопасного доступа в Интернет или построение мультисервисной сети, сколько увеличение степени мобильности сотрудников и студентов с помощью беспроводного доступа к Сети.Колледж помнит о своих выпускниках как о самих себе, чтобы не утерять связь поколений, беречь ее, ибо только сохранение истории поколений дает шанс сохранить и свою историю. Нередко в колледжах студенческое сообщество рассматривается как определенный ресурс для реализации широкого круга образовательных, исследовательских, организационно-управленческих, политических и иных задач. Наш колледж понимает эту задачу не столь технически. Для него смысл связи поколений исключительно антропологический, он расшифровывается как возделывание персональных историй, тем самым актуализируется проблема идентификации личности, личного интереса, той инициативы, которая в конечном счете вырастает в культурную традицию, в частности, в 2011-2012 учебному году мы планируем создать клуб выпускников.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту