Компетентностный подход предполагает необходимость развития способности решать задачи на основе знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентаций, умения самостоятельно добывать необходимые знания. В идеале он способствует становлению личности, максимально подготовленной к постоянному непрерывному образованию, имеющей общее научное и техническое образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для широкой группы профессий и свело бы процесс переучивания к минимуму.
Контекстный же подход обеспечивает учет социокультурного и профессионального контекста подготовки будущего специалиста. В дистанционном образовании (ДО) он реализуется через выбор наиболее продуктивных технологий подготовки – исследовательского, проектного, рефлексивного и других видов обучения.
По моему личному мнению, модель учебной деятельности на основе контекстно-компетентностного подхода при организации ДО должна состоять из трех этапов – вводно-мотивационного, операционно-познавательного и контрольно-оценочного.
Рассмотрим основные виды работ, которые осуществляет преподаватель ДО в процессе вводно-мотивационного этапа на примере программы повышения квалификации «Условия эффективного применения ИКТ в ссузе». Эта программа имеет модульную структуру, что говорит о ее самостоятельности и максимальном учете интересов слушателей. Определенное количество модулей охватывает разные уровни начальной подготовки слушателей и различные темы в зависимости от их профессиональных интересов.
Слушатели самостоятельно выбирают те модули, которые желают изучить. При этом обязательно изучение определенного количества модулей из большего числа предложенных. В зависимости от выбора формируются микрогруппы (5-7 человек) слушателей. В каждой из них назначается староста, который выполняет роль посредника между преподавателем и обучающимися, – следит за графиком выполнения работ, собирает работы, непосредственно взаимодействует с преподавателем ДО. Такая организация позволяет упорядочить учебный процесс, сделать его более удобным для управления преподавателем, позволяет решать незначительные вопросы, связанные с обучением «на местах». При этом не исключается индивидуальная работа со слушателями.
Каждый модуль содержит несколько элементов. Он начинается с краткой аннотации изучаемого материала, описания целей и предполагаемых форм контроля. Все это помогает раскрыть содержание предстоящей учебно-познавательной деятельности учащихся.
Формулирование целей происходит на трех уровнях. На первом они включают в себя потребности как самих обучающихся, так организации, государства и общества в целом. Здесь также важен учет запросов корпоративного заказчика, при котором осуществляется соотнесение формируемых у личности умений, навыков, ключевых компетентностей со спецификой деятельности конкретных предприятий и учреждений, а также тех, кто в них работает.
При разработке целей второго уровня происходит перекодирование целей-заказов в цель-программу, направленную на достижение образовательных результатов, реализацию модели специалиста, его общих и профессиональных компетентностей.
На третьем уровне целеполагания происходит построение целей-проектов учебных занятий, разработка индивидуальных и групповых образовательных траекторий.
Если цели первых двух уровней формулируются автором при разработке учебных модулей, то цели третьего уровня определяет для себя непосредственно каждый слушатель при первичном знакомстве с модулем в ходе индивидуальных консультаций с тьютором-преподавателем, а также в ходе освоения образовательной дисциплины. Кроме того, каждый модуль содержит перечень профессиональных умений, которые должны быть сформированы у слушателей после изучения модуля.
Постановка целей третьего уровня тесно связана с построением индивидуальной образовательной траектории слушателя.
В процессе формирования индивидуальной образовательной траектории главное место отводится составлению календарных планов достижения поставленных целей, ориентированных на получение конечного продукта-результата, которые одновременно являются программой действий для слушателей. Календарные планы должны составляться в тесном взаимодействии тьютора-преподавателя со слушателями и старостами. Они содержат не только сроки изучения конкретных тем или разделов, но и контрольные сроки проверки уровня усвоения умений и знаний, наиболее распространенной формой которых является проведение контрольных работ.
В процессе реализации курса «Эффективное использование ИКТ в ссузе» слушателям не задаются возможные контрольные вопросы и задания по лекциям или семинарам. Они указываются вначале и представляют целый блок, который относится ко всей изучаемой теме. Планирование домашней работы, таким образом, каждый слушатель осуществляет самостоятельно, он сам решает, сколько каких задач выполнять. Все это отражается в календарном плане. Вне зависимости от категории обучающихся (ученики, студенты, слушатели курсов повышения квалификации) такой способ организации выполнения контрольных заданий приучает к самостоятельности, развивает самоорганизацию, учитывает индивидуальные особенности и профессионально-компетентностные интересы.
Следующий элемент учебного модуля для системы ДО – описание целевой программы действий обучающегося по изучению раздела и рекомендаций (советов) преподавателей по ее успешной реализации. В соответствии с позиций модульного подхода раздел разбивается на учебные элементы, к которым в свою очередь формулируются основные учебно-компетентностные задачи, определяется содержание каждого учебного элемента, формулируются рекомендации обучающимся.
На мой взгляд, содержание учебного элемента, задания по изучению и формулирование рекомендаций и советов обучающимся необходимо формулировать с позиции контекстного обучения. При этом соединяются преимущества проблемного и прагматического подходов, происходит организация учебного процесса в соответствии с моделью динамического движения деятельности – от учебной деятельности к квазипрофессиональной и затем к профессиональной. Сама же учебная деятельность встроена в контекст социально-профессиональной деятельности.
Для осуществления данных действий тьютору-преподавателю имеет смысл предварительно провести следующие операции:
• изучить профессионально-функциональные обязанности будущего специалиста;
• создать систему учебных проблем, которые отражают противоречия науки, практики и самой учебной деятельности;
• смоделировать в деятельности обучающихся предметно-технологические (предметный контекст) и социальные (социальный контекст) составляющие содержания профессиональной деятельности специалиста;
• разработать банк профессионально ориентированных задач для освоения учебных элементов;
• разработать систему поощрения;
• осуществить выбор адекватных форм организации учебной деятельности обучающихся целям и содержанию образования и ряд других операций.
Таким образом, помимо функции планирования учебного курса и разбиения его на разделы, модуль несет еще и функцию помощи студентам в освоении содержания каждого раздела. Она же в свою очередь подразделяется на четыре подфункции:
• ориентирования (предварительное описание раздела или темы может во многом облегчить изучение материала, помогает слушателям сконцентрироваться на их достижении и сохранить интерес к изучаемому материалу в дальнейшем);
• постановки задач (связана с контрольными заданиями, когда даются указания, какие разделы главы или другие материалы должны быть изучены и какие контрольные задания должны быть выполнены – своего рода обязательный минимум);
• помощи в изучении материала (эффективное обучение, представляющее собой результат взаимодействия того, что необходимо освоить, и тех стратегий, которые слушатель избрал для этого);
• самопроверки (мониторинг, имеющий целью дать возможность слушателю оценить его прогресс и помочь восполнить пробелы при последующих занятиях).
Конечно, этому этапу предшествует объемный подготовительный, на котором тьютор-преподаватель разрабатывает вышеуказанные материалы. На собственно вводно-мотивационном этапе слушатели непосредственно знакомятся с предлагаемыми разработками и формируют индивидуальную стратегию обучения. При этом необходимо отметить значительное смещение трудоемкости тьютора-преподавателя в сторону разработки исходных материалов, носящих законченный характер. Вопросы, связанные с выбором и выполнением контрольных заданий, а также
с помощью в работе с учебными модулями, и ряд других выходят за рамки этого этапа, являясь «сквозными» для остальных.
На следующем, операционно-познавательном, этапе слушатели изучают и осваивают содержание учебной темы, овладевают предусмотренными знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетентностями. Основная учебно-познавательная задача при этом расчленяется на несколько частных, а весь процесс обучения состоит в их решении.
На этом этапе продолжается работа по формированию и реализации индивидуальной образовательной траектории слушателей. Главное, на что надо обратить внимание при реализации данного этапа в системе ДО, – организация рефлексии. Обучаемые могут рефлексировать свое обучение и формировать метапознание, задавая себе следующие вопросы: «Как я могу контролировать собственное обучение?», «Как мне самостоятельно планировать учебный процесс?», «Как разделить задачи на подзадачи?», «Как оценить себя со стороны в процессе обучения?», «Почему разумно обучение с применением мультимедиа?» и так далее.
На последнем, контрольно-оценочном, этапе происходит обобщение изученного материала, включение его в общую систему своих знаний, умений и ключевых компетентностей, анализ проделанной работы. Обучающиеся устанавливают, решили ли они и как принятую основную учебно-познавательную и профессиональную задачу, что ими не сделано или сделано не так, как надо; чем они овладели, а чем не овладели, и так далее. На основе такого анализа они оценивают свою деятельность в целом и отдельные действия, а также производят нужную корректировку проделанной работы, восполняют обнаруженные пробелы.
На основе контексно-компетентностной модели организации дистанционного обучения разработана программа повышения квалификации «Условия эффективного использования ИКТ в ссузе». В 2008 – 2009 учебном году на базе Курского государственного университета планируется провести опытно-экспериментальную работу по оценке ее эффективности.
farcrys@yandex.ru
Комментарии