search
main
0

От Ахматовой до Рубцова. XX век глазами российских поэтов

Учебные программы по литературе для школ России на компакт-дисках подготовила научно-производственная организация «Медиаресурсы для образования и просвещения». Авторский цикл видеопрограмм «XX век – глазами российских поэтов» Олега Парамонова, заслуженного учителя России, победителя конкурса «Учитель года-93», состоит из 16 дисков, на которых размещены материалы о творчестве Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Александра Блока, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Ольги Берггольц, Павла Васильева, Ярослава Смелякова, Бориса Корнилова, Дмитрия Кедрина, Александра Твардовского, Николая, Рубцова, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского и Олега Парамонова.

Уже много лет моя педагогическая память хранит впечатления об открытых уроках литературы Олега Парамонова, на которых я присутствовала в 1-й брянской. Необычные уроки, уроки-спектакли… Нетрадиционно уже определение темы, например «Алтайская натура и добрая душа» (В.М. Шукшин). Это запись на доске. Звенит звонок, и в класс входит не учитель, а герой одного из рассказов Шукшина. Обращаясь к присутствующим, как к друзьям или близким людям, доверяет нам свои думы и переживания… Актерским жестом, мимикой, позой, интонацией передается характер героя; звучит живое, неподражаемое шукшинское слово… И только когда класс «схвачен», на лицах появился неподдельный интерес, Олег Геннадьевич выходит из роли, перевоплощается в себя и ведет рассказ о писателе… Читает рассказ Шукшина, и как читает! В этом театре одного актера не остается равнодушным никто. Поэтому обмен мнениями об услышанном – естественное и необходимое звено урока. Ловлю себя на том, что тоже хочу включиться в обсуждение. Его прерывает досадный звонок, и ученики расходятся с явным желанием продолжить дискуссию… С кем-то я не согласна. Дома перечитываю рассказ, чтобы убедиться в своей позиции…

Помню урок по трагедии Пушкина «Пир во время чумы». Тоже спектакль, но актеры – сами ученики. Они учатся проживать текст. Не только произносят монологи и диалоги, но и поют!.. Герои оживают, и последующий разговор о Пушкине ведется в особенной атмосфере. Актерское дарование позволяет Олегу Парамонову вызвать у учеников то эмоциональное состояние, которое необходимо для проникновения в художественный образ.

Мнения методистов и коллег-учителей об этих уроках не совпадали. Мне тогда показался недостаточно научным анализ произведения, и во время обсуждения урока я даже задала об этом вопрос. Ответ Парамонова звучал примерно так: «Свою главную задачу как учителя вижу в том, чтобы сформировать у своих учеников устойчивый интерес к чтению. Если после урока у них появится желание взять с полки книгу и ее перечитать, я считаю, что достиг цели». И на протяжении многих лет я убеждалась в плодотворности методики преподавания Олега Парамонова. Работая со студентами, безошибочно узнавала его учеников по их литературной эрудиции, желанию и умению свободно высказывать свое мнение о прочитанном, по неподдельной любви к художественному слову…

С большим интересом я отнеслась к литературному проекту Олега Парамонова, названному «XX век – глазами российских поэтов». Это литературно-художественное исследование. Авторский цикл создан в помощь учителям и старшеклассникам, владеющим современной компьютерной техникой. Меня интересовали вопросы:

– насколько адекватно отразила электронная версия индивидуальный стиль преподавания Олега Парамонова, его логику ведения урока?

– чем обогатит методическую копилку современного учителя видеопрограмма?

– какие возможности в освоении литературного материала дает работа с информацией на электронных носителях учащимся?

Размещена информация на компакт-дисках по единой схеме: в разделе «ВИДЕО» – беседа-рассказ Олега Парамонова о жизни и творчестве поэта; в текстовом варианте беседа зафиксирована в разделе «ТЕКСТ»; «ФОТО» – это фотографии поэта, являющиеся на экране в хронологической последовательности; в разделе «ОБ АВТОРЕ» мы найдем сведения о самом составителе программы.

Откроем «ВИДЕО». Сидящий за рабочим столом Олег Геннадьевич Парамонов начинает свой разговор с нами о поэзии, о человеке, чье творчество отразило существенные черты века… С первой же фразы узнаю учителя Парамонова, его особенную, доверительную интонацию. Его монолог – не сухое изложение фактов. Каждая фраза эмоциональна, зрительно представима. Здесь имеют значение каждый жест, взгляд, пауза. Читаются стихи. Как читает их Олег Геннадьевич – отдельный разговор. Слушая, убеждаешься в том, что учитель литературы должен быть хоть немножко актером. Это чтение артистическое, выразительное, согретое личным переживанием… И каждый вдумчивый учитель непременно обратит внимание на логику композиционного построения беседы. В ней моделируется структура урока Парамонова. Именно таким путем он шел к выполнению учебной задачи. Сначала «зарядить» аудиторию эмоционально, заставить слушателей испытать волнение по поводу услышанного, а, значит, вызвать живой интерес. Только потом перейти к изложению фактов: где и когда родился, учился, как формировался характер, когда написано и опубликовано первое произведение. Сделать анализ наиболее значительных произведений. И последний, опять же эмоциональный штрих к биографии…

Хочу подчеркнуть – это логика художественного исследования, наиболее эффективного в работе с детьми. Слово рассказчика держит в эмоциональном напряжении, «не отпускает», заставляет следить за мыслью, остается в памяти надолго. Обратим внимание на разнообразие способов, которыми вызывается у детей сопереживание. По-разному начинается беседа. Например, находится ключевой эпизод в биографии поэта, в котором заключены интрига, вопрос, какая-то загадка… Рассказ о Марине Цветаевой ведется от сцены ее трагической гибели, последнего эпизода ее жизни. Олег Парамонов старается воссоздать атмосферу того дня, передать психологическое состояние Марины Цветаевой. Подчеркиваются подробности, делающие картину представимой, читаются предсмертные послания… Возникают вопросы: почему это произошло, могло ли быть иначе? Понимаешь, что ответ – в каждом факте биографии поэтессы, и уже с особенным вниманием следишь за дальнейшим рассказом…

С Анной Ахматовой автор знакомит нас иначе. Сначала воссоздается картина ее первого публичного чтения своих стихотворений в кругу петербургских литераторов, где еще никто не знает, что слушает Поэта с большой буквы. Никто не представляет, какой путь предстоит пройти Анне Ахматовой вместе с народом, чтобы занять свое место в ряду великих поэтов России… Интересно понять, как складываются такие биографии…

Олег Парамонов любит говорить от своего имени, и в этом состоит притягательность его учительского слова. На своем примере он показывает, как возникает интерес к поэзии, к жизни писателя, как по-разному происходит знакомство с новым именем… Например, начало рассказа о Николае Рубцове: «Я впервые услышал его имя в начале 70-х, на литературном семинаре в Калинине, точнее, услышал не имя, а стихи, которые сразу же полюбил…» Читается стихотворение. И дальше: «Каково же было мое удивление, когда я узнал…» Или о Николае Гумилеве: «Имя этого поэта я впервые услышал в начале 60-х в фильме режиссера Самсонова по пьесе Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия»… И Олег Геннадьевич Парамонов не боится признаться: «Я не только не знал наизусть Гумилева, но и вообще не знал, что существует такой поэт…» Как педагогично это признание! Оно сокращает дистанцию между учителем и учеником, вызывает на ответную откровенность. Постепенно понимаешь: не стыдно не знать, стыдно – не хотеть знать. Поэзия – прямой путь к сердцу слушателя. Рассказ о Твардовском сразу начат стихотворением:

«Я видел мертвого Твардовского. А после

Входили гвозди в доски. А мне казалось…»

И опять – личное впечатление: «Я видел…». «Я и не предполагал, что это так трудно перенести…» «Я поминал ушедшего поэта строчками его стихов…» И мы начинаем переживать вместе с рассказчиком эти строчки… Дальше уже нельзя не говорить о Василии Теркине, о поэме, определившей бессмертие поэта… Факты творческой биографии Твардовского, размышления о художественных особенностях его поэзии вписаны в процесс переживания, оттого они надолго остаются в памяти.

Есть в рассказе-беседе Олега Парамонова и литературоведческий анализ со ссылками на критическую литературу, и объективная характеристика исторического времени, отразившегося в произведениях и судьбах. И все же, слушая его, понимаешь, как важно, чтобы слово учителя было эмоциональным. Раздел «ВИДЕО» мне кажется наиболее интересным именно в плане преобразования строго научного изложения литературного материала в художественное исследование. Здесь есть чему поучиться у Олега Геннадьевича.

Раздел «ТЕКСТ» позволяет вернуться к сказанному, выделить при необходимости отдельные фрагменты беседы, осмыслить более глубоко авторские оценки и цитаты из критических работ. Можно перечитать тексты стихотворений. Компьютерная техника позволяет находить различные формы работы. Эти формы не указаны потому, что их может быть множество, а выбор зависит от учебной задачи, которая решается на уроке. И в целом проект Олега Парамонова адресован учителю, который стремится не копировать, а творчески перерабатывать опыт других.

О том, что видеозапись – это не готовый конспект урока, а лишь материал к уроку, напоминает содержание раздела «ФОТО». На экране высвечиваются фотографии, воссоздающие образ поэта в различных жизненных ситуациях, в разное время жизни.

Снимки меняются под музыку, определяющую эмоциональный фон просмотра. Можно смотреть все без слов, дополнив представление о поэте новыми впечатлениями. Можно сделать стоп-кадр, всмотреться повнимательнее, обменяться мнениями. Если работа ведется на уроке, то учитель сам «обыграет» видеоряд или отдельные кадры. В целом этот раздел облегчает работу учителя по поиску иллюстративного материала к изучаемой теме, и особенно учителя из глубинки, где, как правило, библиотечные фонды не всегда удовлетворительны.

Отдельно нужно сказать о содержании последнего, 16-го компакт-диска, потому что он посвящен творческой биографии самого автора цикла литературных видеопрограмм. Олег Парамонов – не только педагог, он автор трех поэтических сборников, изданных в Москве, Берлине, Самаре. Он рассказывает о своем пути в литературу, о своей судьбе как поэта. Созданию этого диска я придаю также значение положительного примера. Олег Геннадьевич вынес на суд учителей и старшеклассников результат своего педагогического и исследовательского опыта. Можно ли доверять его литературным оценкам, кто он, Олег Геннадьевич Парамонов? Существенные грани личности поэта всегда раскрываются в его стихах. Рассказывая о своей литературной судьбе, Парамонов предоставляет возможность читателям оценить и его творчество. Это пример доверия, умения не только учить, но и учиться у своих учеников. Программа названа «Приговоренный к любви». Это приглашение к размышлению о поэте и поэзии…

В заключение хочу выразить мысль о своевременности появления авторского проекта Олега Парамонова. Сегодня почти в каждой школе имеются компьютеры с современным интерфейсом. Проект пополняет электронную видеотеку образовательных программ, которая должна быть у современного учителя. И хотелось бы выразить надежду, что этот проект не будет единственным в нашей области, так как у нас много учителей, опыт которых органично вписался бы в процесс формирования единой информационной образовательной среды в соответствии с основными задачами целевой федеральной программы. Нужно помочь талантливым педагогам распространять свой опыт с использованием новейших технических возможностей. Это нужно нашим детям.

Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте