search
main
0

От 10 до 16, или А судьи кто? Когда за чтение берутся подростки..

О конкурсе «Книгуру» знают и не знают многие: кто-то видит на обложках книг красочный логотип, но забывает об этом – захватывают содержание, новые герои. Кто-то современную детскую литературу попросту не знает – хватает Мэри Поппинс, романов Марка Твена, а для исторического экскурса в пионерию – Гайдара. Каждый выбирает для себя…

Но это выбираем мы, взрослые, а дети до определенного возраста прислушиваются или нет, начинают читать или отправляются в виртуальный мир Интернета. Как сделать чтение подростков более увлекательным для них? Эти и многие другие вопросы обсуждали с родителями, педагогами, библиотекарями и прессой детский писатель Лариса Романовская, автор книг для детей и взрослых Шамиль Идиатуллин, а также исполнительный директор Всероссийского литературного конкурса «Книгуру» и генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга» Георгий Урушадзе. Встреча проходила в погожие дни сентября, а уже в октябре появится шорт-лист восьмого сезона Всероссийского литературного конкурса «Книгуру» на сайте премии, произведения из которого оценят… нет, не маститые литературоведы, а подростки – самые непосредственные судьи.Что же делать, если ребенок не читает? Для начала не стоит высмеивать книги, которыми он интересуется. «Замечательно отбивает охоту к чтению вот это родительское «что ты тут «Сумерки», про вампиров всякую фигню читаешь. Ну-ка выкинь это и Пушкина возьми, Гайдара почитай». Он выкинет, конечно, и «Сумерки», и вампиров, но Гайдара читать не будет», – уверен писатель и журналист Шамиль Идиатуллин, который также рекомендует изучать вкусы школьника.- Если он любит играть в Fallout, предложите ему почитать что-нибудь из апокалиптической фантастики. Любит пересматривать все части «Властелина колец» – расскажите, что такое сага, и дайте почитать сборник саг о викингах или исландцах. Не жадничайте, особенно если ребенок сам попросил купить ему книгу. Не ищите вариант подешевле. Книга, купленная позже, чем хотелось ребенку, может так и пропылиться на книжной полке… – советует Шамиль.Но самое главное, по мнению Георгия Урушадзе, не перекормить ребенка книжками и не дать потеряться в море изданий. Так что стопка самых лучших книг – это не всегда хорошо. Ребенок иногда просто не сможет выбрать.А еще участники встречи предположили, что, если запретить читать вообще, – тут засмеялись и организаторы встречи, и журналисты, и детские писатели, – это может сработать – ребенок таки возьмет в руки книгу, но при одном условии – если взрослые до этого смотрели не в телевизор, а попадались своим сыну или дочке с книгой в руках.Найти книгу- Мы делаем премию «Книгуру» для того, чтобы отечественная подростковая литература окончательно не померла, – говорит Шамиль Идиатуллин. – Всем понятно, что мы находимся в очень острой конкурентной ситуации, когда подростковая литература со всех сторон поджимается. Если есть Пушкин и Маршак, встает вопрос: зачем нам новая подростковая литература? Если есть еще «Гарри Поттер», зачем нам нужна отечественная литература? Зачем подростку вообще нужна отдельная литература, когда уже можно читать взрослые книжки? Наверное, не надо объяснять, что это не очень правильные рассуждения. Для человека, который после десяти лет начинает сам определять, что он будет читать, важно найти произведения именно про себя, про свою семью, сегодняшнюю ситуацию. Ему важно найти книгу, которая что-то объяснит, в чем-то поможет. Если он эту книгу не найдет, то и читать не будет. Доверять детям- Конечно, людям бы хотелось, чтобы дети любили книги их детства, места их детства, фильмы их детства. Но ребенок совсем другой, – уверен Георгий Урушадзе. – Если заставить ребенка сегодня читать Маршака, Барто, Гайдара, это, скорее всего, отобьет у него желание читать. Современные дети не очень понимают этот контекст. Им интересно, что сейчас происходит: почему папа вдруг стал получать меньше денег, почему мы поссорились с какой-то страной, что происходит в Сирии… При всем уважении, но каждая эпоха требует своей литературы. К нашей премии изначально возникало много недоверия. Учителя старой закалки спрашивали, как мы можем доверять детям. Но результат превзошел даже наши смелые ожидания, потому что дети выбирают то, что пожестче, что поинтереснее, а не те розовые очки, которые любой родитель купил бы своему ребенку. Книга Юлии Кузнецовой «Где папа?» стала лауреатом нашей премии. Ее выбрали дети. Ни один нормальный взрослый такую книгу в магазине бы не купил, потому что там папа в тюрьме. А детям это интересно.Не потерять себя- Бывает, что ты описываешь ситуацию: папа – алкоголик, например. В комментарии сперва придет взрослый с претензией: «Как вы можете писать об алкоголе! Вы же детский писатель!» – замечает Лариса Романовская. – А потом придет читатель из пятого класса, который напишет, что у него папа тоже алкоголик. И ты несешь ответственность за своего героя, который решает проблемы и как-то подсказывает читателю: как можно выжить, как не потерять себя. Наша задача – дать многовариантность жизненных решений. После объявления победителей прошлого года, когда текст моей повести висел на сайте «Книгуру», ко мне в Facebook пришла девушка 13 или 14 лет. Она написала, что прочла мою книгу: «У вас там такая история, а у меня в жизни немного другая, но все равно такая же». И рассказала ее в сообщении. Если я кому-то смогла помочь, то слава Богу! О диссонансе и розетке- У дочки короля из пьесы Шварца случился когнитивный диссонанс, когда она обнаружила, что папа врет, – замечает Шамиль Идиатуллин. – Мы же не хотим, чтобы таких дочек стало миллион? Они же видят, что люди не живут в мире роз и не выражаются только строчками из поэтов Серебряного века. Литература до сих пор существует только потому, что она позволяет рассмотреть модели поведения в актуальных конфликтах и выйти из них живыми и невредимыми. Если кто-то из читателей, особенно подросткового возраста, которые не верят ни Богу, ни черту, ни родителям, ни друзьям, ни учителям, если подростки, у которых сносит голову от гормонов, приступов отчаяния и ненависти, попали в ситуацию, когда хочется сунуть пальцы в розетку, но они этого не делают благодаря книге, то литература выполнила огромную часть своей задачи.А вы знаете?Конкурс «Книгуру» существует уже восьмой год и за это время открыл новые произведения выдающихся современных детских писателей: Нины Дашевской, Эдуарда Веркина, Станислава Востокова, Светланы Лавровой, Николая Назаркина, Аи Эн, Ирины Лукьяновой и многих других. А в этом году в лонг-лист «Книгуру» вошла и повесть журналиста «УГ» Светланы Потаповой «Ремонт». Конкурс проводится Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности» при содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.По условиям конкурса, голосовать за победителя могут люди от 10 до 16 лет, которые зарегистрировались в системе «Книгуру». Здесь они смогут прочесть все работы из шорт-листа. Для того чтобы повлиять на итоги конкурса, подростку необходимо ознакомиться как минимум с тремя текстами и не только оценить их по пятибалльной шкале, но и написать отзыв на работу писателя.ОткликиАлена Д., мама трех учеников гимназии №30 имени Д.Н.Музалева, Петрозаводск:- Марка «Книгуру» для нас стала своеобразным знаком качества. Очень важно, что в состав жюри конкурса входят именно ребята-подростки. В этом возрасте очень важно не просто дать ребенку в руки книгу, но и выслушать его мнение о прочитанном. Книги стараемся читать всей семьей, потом обсуждаем. В этом году впервые планируем принять участие в голосовании, прочитав 15 произведений-финалистов. В предвкушении новых впечатлений.Светлана Р., мама семиклассницы гимназии №17 имени П.О.Коргана, Петрозаводск:- Название было на слуху в связи с тем, что читали с ребенком книги – победители конкурса разных лет, но особо в него не вникали… На встречу с писателями нас пригласила Детская библиотека Республики Карелия имени В.Ф.Морозова. Общение понравилось и идейность конкурса тоже. Радует, что в центре внимания находится подросток со всеми его сложными переживаниями… Хочется, чтобы ребенок поучаствовал в оценке произведений. Во-первых, это возможность для дочки влиять на исход конкурса, во-вторых, личный выбор, что особенно понравилось, и, наконец, возможность потренироваться в написании рецензии.Светлана ЗОЛОТОВА, заместитель директора Детской библиотеки Республики Карелия им. В.Ф.Морозова, Петрозаводск:- Эта встреча, безусловно, стала глотком свежего воздуха для специалистов как нашей библиотеки, так и учреждений города. Зачастую в регионах мы варимся в собственном соку, и такие визиты дают почву для новых идей и разработок. Конкурс «Книгуру» – одно из самых заметных событий в области подростковой литературы в нашей стране. Мы и раньше следили за ним, но теперь, непосредственно пообщавшись с организаторами и писателями, будем плотно работать в этом направлении. Во-первых, с юными читателями – до них нужно донести информацию о том, что они могут повлиять на выбор лучшей в стране книги для их же сверстников. Кроме того, важно донести информацию о конкурсе и для специалистов, работающих с книгой, особенно детской, как в Петрозаводске, так и в районах республики. Сегодняшний рынок детской литературы огромен – как сориентироваться в нем, пополнить фонды библиотеки действительно качественной литературой? Результаты конкурса «Книгуру» могут стать отличным подспорьем для библиотекарей.Маргарита Воздвиженская, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, куратор школьного самоуправления лицея №40, Петрозаводск:- Я шла на встречу с участниками и организаторами конкурса «Книгуру», считая себя подготовленным слушателем: про «Книгуру» знала давно, уже лет пять. Знала от своих читающих друзей, от друзей-писателей, от друзей – членов жюри конкурса. И что же? Я была просто огорошена: как так могло получиться, что я совсем упустила из виду главную особенность этого конкурса?! А именно то, что главными оценщиками книг, главными членами жюри являются… дети и подростки! Это же возможность растормошить тех, в ком сохранилась любовь к книге, к интересной истории, к ярким персонажам. Я люблю современную литературу для подростков и о подростках. Но чаще читаю и обсуждаю с ребятами книги зарубежных писателей Марии Парр, Анники Тор, Ульфа Старка, Даниэля Пеннака и других. Из отечественных авторов любим, читаем и обсуждаем произведения Дины Сабитовой, Андрея Жвалевского, Евгении Пастернак… Побывав же на встрече с современными писателями, я поняла, сколько интересного проходит мимо меня и моих учеников… Надо срочно наверстывать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте