В условиях становления информационно-коммуникационных технологий увеличения значимости доли самостоятельной учебной работы, актуализации компетентностной составляющей подготовки студентов вузов информационная среда стала необходимым средством управления учебно-воспитательным процессом. Современная учебная информационная среда позволяет использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельно инициируемому опережающему обучению с использованием ИКТ.
Информационная среда психолого-педагогического факультета КрасГУ включает учебные материалы – по учебным предметам, программы и режим организации обучения по учебным курсам, информационный материал, тексты лекций и лабораторных заданий, тесты, демонстрационные материалы.
Аккумуляция учебно-методических ресурсов педагогического коллектива факультета и ресурсов интернет средствами динамического сайта делает информационную среду многофункциональной.
Организационные функции для преподавателей:
обеспечение студентов учебно-методической литературой;
управление режимом учебной работы по отдельным дисциплинам (предъявление программ обучения, экзаменационных вопросов, требований к учебной работе студентов по отдельным курсам и пр.);
организация контроля успешности студентов в выполнении учебной программы средствами электронных журналов, частично реализующих рейтинговую систему.
Для студентов:
планирование временного бюджета и учет трудоемкости дисциплин;
доступ к учебно-методическим материалам в интернете;
возможность связи с преподавателями телекоммуникационными средствами.
Методические функции:
реализация элементов индивидуально ориентированной технологии обучения;
формирование у студентов общеучебных умений и навыков осуществления самостоятельной работы, использования ИКТ в собственной практике учебной работы, самообразовании;
контроль индивидуальной деятельности студентов.
Динамичность информационной среды позволяет осуществлять выборку учебных материалов по различным параметрам: преподавателю, теме, типу ресурса и пр. На наш взгляд, представленная учебная среда способствует формированию у студентов информационной компоненты самостоятельной учебной деятельности, которая способствует развитию ряда важных навыков:
восприятия, формализации и структурирования информации, представленной в различных видах; работы с различными информационными моделями и источниками информации;
умения ставить цели и планировать деятельность для решения учебных задач на основе использования современных ИКТ;
анализировать и корректировать учебную деятельность на основе мониторинга средствами информационных технологий;
принятия решений, умения анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления;
усвоения культуры использования различных информационных систем, телекоммуникационного этикета;
коллективной деятельности.
Лариса ТУРАНОВА, доцент кафедры информационных технологий образования психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета
Комментарии