«Зачем лгут, что Островский устарел!» – воскликнули мы вслед за классиком театральной критики Александром Кугелем и объявили творческий конкурс «Колумб Замоскворечья», приурочив его к 190-летию одного из величайших, пожалуй, русских драматургов. Итог акции – более полусотни работ со всей России: с Дальнего Востока и Кубани, из Сибири и Калининграда, из Москвы и Санкт-Петербурга, из Воронежской, Липецкой, Рязанской областей. Поразмышлять о творчестве Александра Николаевича Островского вызвались не только учителя и преподаватели колледжей и профессиональных училищ, но, что самое приятное, не остались в стороне и старшеклассники со студентами. Настало время подвести итоги и (звучат фанфары!) объявить имена победителей.
Больше всего участников традиционно собрала номинация «Электронная презентация к уроку». С одной стороны, это объяснимо: составить яркое, красочное слайд-шоу на первый взгляд кажется проще, чем написать несколько страниц вдумчивого и глубокого текста. Но простота эта обманчива, ведь качественная презентация – это не просто набор картинок, накиданных как попало, и чем больше, тем лучше, дескать, кашу маслом не испортишь. Тут важно соблюсти меру, выдержать единую смысловую линию, а главное – четко понимать, какое место на уроке займет этот визуальный ряд и для чего он вообще нужен. Если это элемент рассказа о жизни и творчестве героя, то он не должен быть перегружен лишней информацией, предполагается, что каждый слайд учитель с детьми прокомментируют, а значит, там должны содержаться лишь ключевые понятия. Другое дело, если педагог хочет использовать эту работу в качестве дополнительного материала. Например, можно отправить ее по почте ребенку, пропустившему урок. Тогда в презентации могут быть собраны все основные сведения, а также, допустим, задания для проверки и самоконтроля. Замечательный образец именно такого проекта представила учитель русского языка и литературы из 123-й школы города Омска Анна Еськина. В пятнадцати слайдах ее презентации «Наследник… реализма, простоты и правдивости» нашлось место и любопытным биографическим фактам, и заданиям на знание текстов пьес, и серьезным аналитическим вопросам, которые заставят ребенка встряхнуться и включить логику. Так, например, доподлинно известно, что несколько пьес Островского – «Семейная картина», «Доходное место», «Воспитанница» – долгое время находились под цензурным запретом. В то же время Николай I был в восторге от комедии «Не в свои сани не садись», а его сын Александр II пожаловал драматургу бриллиантовый перстень за благородные патриотические чувства, явленные автором в драматической хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», которую (внимание!) в течение пяти лет до этого официально запрещали к постановке. И как это понимать? Согласитесь, детям есть над чем голову поломать.Так как мы просили наших читателей присылать электронные презентации к урокам, то нет ничего удивительного, что в их поле зрения попали в основном лишь те пьесы, что входят в школьную программу. Лидируют, естественно, «Гроза» и «Бесприданница». Чаще всего, конечно же, сравниваются главные героини – Катерина и Лариса. Ярче всего это получилось у Светланы Ключниковой из села Стегаловка Липецкой области и у Зулихи Темукуевой, учителя русского языка и литературы школы №16 им. Р.М.Фриева города Нальчика. Несколько работ посвящено «Снегурочке». Тут хочется сказать отдельное спасибо Елене Гоковой из поселка Промышленная Кемеровской области и Любови Сосниной из Чекменевской школы Пермского края. Любовь Владимировна прислала нам не только презентацию, но и сценарий урока «Пьеса «Снегурочка». Литературное путешествие. Щелыково». В основном же учителя посвящали свои работы ретроспективным обзорам жизни и творчества Островского. Интересный ход нашла Любовь Даржинова, студентка гуманитарного факультета Калмыцкого государственного университета. Весь ее проект рассказывает о грозе, которую она рассмотрела и как атмосферное явление, дав ей научное определение, и как метафору. Проследила и проанализировала оттенки отношения к грозе героев одноименной пьесы, собрав вместе все необходимые цитаты.Самую экзотическую презентацию, пожалуй, подготовила Валентина Иванова, учитель русского языка и литературы Кобяйской школы Республики Саха (Якутия). И мы не смогли не отметить специальным дипломом ее исследование о влиянии драматургии Островского на становление и развитие якутского национального театра. Подробно и в деталях сравнивает Валентина Николаевна «Грозу» с пьесой «Таптал» («Любовь»), созданную ее земляком – драматургом, поэтом и просветителем Анемподистом Софроновым. Схожими в двух произведениях являются не только конфликт и система образов, но даже имена главных героинь – Катерины и Кэтириис.Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Электронная презентация к уроку», посвященного творчеству А.Н.Островского»1-е место – Анна ЕСЬКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №123 с углубленным изучением отдельных предметов им. О.И.Охрименко г. Омска.2-е место – Елена ГОКОВА, учитель русского языка и литературы промышленновской основной школы №3, Кемеровская область.3-е место – Светлана КЛЮЧНИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы села Стегаловка, Липецкая область.Специальный диплом – Валентина ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы Кобяйской средней школы, Республика Саха (Якутия).Благодаря номинации «Живой Островский» (тут мы ждали, во-первых, ваших эссе с размышлениями о том, кому и зачем нужно сегодня творчество драматурга, а во-вторых, рецензии на фильмы и спектакли по произведениям Островского) нам удалось составить полноценную театральную афишу: к счастью, как выяснилось, пьесы «Колумба Замоскворечья» с успехом идут даже в самых отдаленных уголках России. По словам Натальи Даниловой из Алтайского края, спектакли «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Наливные яблочки», «Банкрот» не сходят с афиш театра ее родного Бийска. Вероника Винникова и Елена Харламова, одиннадцатиклассницы петербургской школы №262, утверждают, что «каждый, кто интересуется русской классической литературой, просто обязан сходить на спектакль «Невольницы» в Санкт-Петербургском государственном академическом драматическом театре имени В.Ф.Комиссаржевской», так как постановка не просто блестящая, но еще и философская, заставляющая задуматься о том, что на самом деле есть свобода и несвобода. Постоянная участница и неоднократный победитель творческих конкурсов «УГ» Любовь Добросова из Татарстана приглашает в Казанский театр имени В.И.Качалова на спектакль «Банкрот, или Свои люди – сочтемся!». «Мои ученики были потрясены… На следующий день на уроке после бурных обсуждений спектакля все пришли к мнению, что пьеса Островского написана как будто в наше время. Да и в самом деле, разве мало нынче таких детей, которые ради выгоды бросают своих родителей, оставляют их без средств к существованию?! А сколько людей становятся бомжами или оказываются в доме престарелых, никому не нужные и всеми забытые, в результате аферы, организованной родными детьми или внуками?!» – говорит Любовь Александровна. Описывая постановки пьес Островского в Кемеровском драматическом театре имени А.В.Луначарского, Ольга Савина из промышленновской школы №3 приходит к выводу, что незатухающий интерес к творчеству драматурга в том, что он не просто бичует корыстолюбие и жадность, от которых нам и сегодня спасу нет, но вскрывает гораздо более страшную проблему современной и ему, и нам России – распад семьи как таковой.Настоящую исследовательскую работу получили мы от Полины Чергинцовой, одиннадцатиклассницы гимназии №1 города Полярные Зори Мурманской области. Полина сравнивает фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с первоисточником – пьесой «Бесприданница». Труд вышел столь масштабным и серьезным, что мы смело рекомендуем Полине науку не бросать и продолжить учебу на киноведческом или театроведческом факультете.Победу в номинации «Живой Островский» решено отдать Лидии Ледниченко из Республики Коми, концертмейстеру Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова. Ее рецензия на фильм Андреса Пуустусмаа «Бесприданница» остроумная и даже едкая, очень точно и профессионально написанная, и вас, надеемся, не оставит равнодушными. От картины, надо сказать, действительно не слишком удачной, Лидия Андреевна камня на камне не оставила: «У сценариста Елены Шаталовой собственные отношения со школой, видимо, не сложились. Чем иным можно объяснить странную фантазию превратить мать героини, Арину Игнатьевну, в педагога? У Островского «бойкая», «ловкая» и «проворная» Харита Игнатьевна не рискует так откровенно подкладывать свою дочь под денежные мешки, как это делает учительница и «москвичка в пятом поколении».Не меньшее впечатление произвел и поэтический очерк «Любовь во время «Грозы» Людмилы Пономаревой, учителя русского языка и литературы школы №11 Усть-Лабинского района Краснодарского края, в основе которого трагическая любовь драматурга и актрисы Любови Косицкой: «Актриса Косицкая эту грозу – свою любовь – не пережила, как и ее героиня Катерина Кабанова. Так кому и зачем нужен Островский сегодня? Нам, читателям и зрителям. А зачем – каждый держит это в своем сердце…»Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Живой Островский»1-е место – Лидия ЛЕДНИЧЕНКО, концертмейстер Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова, Республика Коми.2-е место – Людмила ПОНОМАРЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №11 Усть-Лабинского района, Краснодарский край.3-е место – Людмила АБРОСИМОВА, педагог-библиотекарь новобурейской школы №3, Амурская область.Специальный диплом – Любовь ДОБРОСОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани, Республика Татарстан.Самая яркая и красочная номинация, конечно же, художественная. Благодаря нашим конкурсантам в карандаше и акварели оживают герои все тех же «Грозы», «Бесприданницы», «Снегурочки». У каждого своя Катерина, свои Паратов и Лель, но есть в них и что-то общее – удивительное сочетание прошлого и настоящего на лицах.Первое место у самой необычной и оригинальной серии работ: Марина Хуснутдинова, учитель русского языка и литературы из гимназии г. Гурьевска Калининградской области, прислала нам фотографии, на которых ее ученики позируют в образах героев хрестоматийных пьес.Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского»1-е место – Марина ХУСНУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы из гимназии г. Гурьевска, Калининградская область.2-е место – Кристина МОНАСТЫРЕВА, ученица 10-го класса средней школы №5 г. Бийска, Алтайский край.3-е место – Елена ЛОДИНА, педагог дополнительного образования средней школы №89 г. Санкт-Петербурга.Все победители получат призы от наших друзей – книжных издательств АСТ, «Самокат» и «Аквиллегия-М». Участники – сертификаты «УГ». А пока читайте Островского и оставайтесь с «УГ». Впереди новые конкурсы и новые победы.
Комментарии