Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Острова свободы. или Новые горизонты – детям

Учительская газета, №23 от 5 июня 2007. Читать номер
Автор:

Последний рубеж обороны воспитания, островок свободы, площадка для осуществления творческих проектов. По-разному называли участники конференции «Новые горизонты – детям» лагерь, однако общим стало мнение, что детский лагерь сегодня для многих ребят это не только возможность отдыха, но и новое воспитательное действо.

На мероприятие, организованное Минобрнауки РФ, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, общероссийской ассоциацией «Дети плюс», Санкт-Петербургской общественной организацией руководителей детского отдыха «Взрослые и дети», приехали представители десяти регионов России. По словам Сергея Барканова, советника Отдела развития дополнительного образования детей и молодежи Минобрнауки РФ, президента ассоциации «Дети плюс», цель конференции – подготовка к новому сезону, обмен уникальным опытом, возможность неформального общения, а также награждение победителей конкурса «Лучшие лагеря России».

– Безусловно, лагеря стали другими, так же, как другими стали дети и взрослые. Сегодня прослеживается тенденция совершенствования содержания деятельности, программ, осуществляется переход на информационные технологии, большое количество современных социальных технологий внедряется в практику деятельности лагерей. Сфера отдыха и оздоровления детей шире, чем педагогическая, однако анапским, петербургским феноменом мы сумели «педагогизировать» среду. Она обогащается за счет технологий, что присутствовали в системе дополнительного образования детей. Много интересного, неформального из опыта, к примеру, «Орленка», «Маяка» приходило в практику общеобразовательной сферы, и после некоторого перерыва сегодня этот процесс возрождается.

Важной тенденцией можно определить также приток в сферу отдыха и оздоровления детей «общественников»: волонтеров, религиозные, экологические организации. Появилось много профильных лагерей, где ребята имеют возможность углублять полученные знания в природной среде.

Значимым событием мы считаем презентацию проекта национального стандарта «Услуги в сфере отдыха и оздоровления детей». Впервые в нем прописаны требования не только по санитарной, пожарной безопасности, но и педагогические, психологические, правовые услуги для детей.

Несмотря на оптимистическую тональность конференции, на ней была озвучена такая серьезная проблема, как сокращение количества детских лагерей. За последние шесть лет детская страна потеряла 616 учреждений. Увы, потери пока невосполнимы: еще ни одному лагерю не возвращен прежний статус. По мнению Тамары Трушковской, президента ассоциации «Взрослые и дети», основными проблемами развития детских оздоровительных учреждений являются: недостаток финансирования, отсутствие концептуальной и программной базы деятельности, отсутствие системной государственной поддержки, недостаточность нормативного обеспечения отрасли, недостатки налогового законодательства в части налога на имущество, энергоносители и на землю, ставящие лагеря на грань разорения, низкий уровень оплаты труда работников, отсутствие педагогической практики.

Как считают представители регионов, проблемы в целом слагаются из территориальных забот. Например, детские лагеря в Анапе не используют полностью свой потенциал. Как утверждает Людмила Леднева, директор ДОЛ «Кавказ», анапские здравницы страдают из-за недостаточной загрузки детьми.

– Дети могли бы отдыхать, лечиться, учиться у нас круглогодично, ведь в нашем регионе 284 дня в году светит солнце.

Башкортостан испытывает сложности в кадровых вопросах. По словам Татьяны Ермоленко, директора детского центра «Алые паруса» Уфы, как только отменили практику для студентов профильных вузов, это в первую очередь сказалось на детских лагерях.

– Студенты идут зарабатывать на стройку, чтобы окупить собственную учебу, и, к сожалению, большая их часть потом вообще уходит из профессии. Другое дело, когда летом они 24 часа не работали, а проживали с детьми. Для многих это становилось стимулом для продолжения педагогической деятельности. Сегодня мы стараемся, находим кадры для работы в лагере, но из-за низкой зарплаты делать это крайне тяжело.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту