Как же живут-выживают сельские школы в Рязанской области? Я побывала в четырех средних – в Захаровском и Пронском районах. И была приятно удивлена. Они скорее живут, нежели выживают. Увиденное и услышанное говорит о том, что педагогические коллективы всеми силами стараются быть с веком наравне. В чем-то это им вполне удается, в чем-то они идут по пятам за временем, в чем-то несколько отстают. Во всех четырех школах новые компьютеры, подключенные к интернету, новые доски, в большинстве классов новая мебель. В Сменовской средней, несмотря на довольно позднее вечернее время, я застала учеников. Они занимались на тренажерах. Еще две группы играли в настольный теннис. Новое и недешевое спортивное оборудование есть и в других школах, конечно, оно приобретено в последние годы и, конечно, не силами самой школы. Скажем, Тырновской средней тренажерный класс подарил губернатор Рязанской области. Благодаря компьютерам в сельских школах появился новый инструмент познания. Ученики, не имея необходимой литературы, энциклопедий по разным отраслям знаний, черпают их в интернете. И поэтому успешно участвуют в областных и районных конкурсах, олимпиадах. Учителя, лишенные возможности иметь новейшие методики, тоже обращаются к интернету.
В школах стабильные педагогические коллективы. Правда, более половины учителей пенсионного и предпенсионного возраста, но есть и молодые, и, что особенно отрадно, возвращаются выпускники, и это характерно для обоих районов. Вот и серебряная медалистка Наталья Рыбалкина, получившая диплом филолога и культуролога, четвертый год преподает в Тырновской школе.
Рассказать об учителях всех четырех школ невозможно. Благодаря основательным знаниям почти две трети их учеников поступают в вузы и на приемных экзаменах, как правило, подтверждают свои оценки.
И все же есть среди этих замечательных тружеников истинные самородки. «У нас работает легендарный учитель, известный не только в районе. Он преподает труд, – рассказывает директор Сменовской школы Елена Филипкина. – Это Александр Иванович Рязанов, инженер-механик по профессии. Пришел к нам на время, а остался навсегда. У него золотые руки, он учит детей превращать обычные материалы в чудесные вещи, которыми можно залюбоваться и которые охотно берут в магазины для продажи».
Великолепный методист, заместитель директора Тырновской школы по воспитательной работе Нина Артемова создала свою авторскую методику к пособию «Пронская земля», написала книгу «География села Тырново».
Обычно деревенские дети слабее городских знают иностранные языки. В этих школах такой проблемы нет. И английский здесь изучают со второго класса, и информатику тоже. Последнее было для меня особенно неожиданным, потому что даже во многих московских и подмосковных школах информатика вводится только с пятого класса.
Жизнь сельских детей, которые учатся в этих школах, насыщена яркими впечатлениями. Они ездят в театры, музеи, устраивают праздники для всего села. Ребята из Тырново исходили все окрестности Пронского района, осмотрели все неизвестные им места. Им даже удалось сделать небольшое географическое открытие. Исследуя устье реки Итьи, на которой стоит их село, они неожиданно узнали, что она впадает не в Проню, как это считали до сих пор и как обозначено на карте области, а непосредственно в Оку. И теперь картографам предстоит внести изменение.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии