Еду в поезде. Попутчики – двое таджиков. Вдруг у одного из них зазвонил телефон. «Герман?! – с радостным удивлением ответил на вызов мой визави. – Как у вас там кризис? Уволили? И что теперь? Фирма оплачивает переквалификацию?» Обведя невольных свидетелей своего разговора взглядом, он разъяснил: «Одноклассник оказался из ссыльных немцев, сейчас вернулся в Германию, на историческую родину. Говорит, потерял место работы, но контора оплачивает его обучение, и он осваивает другую специализацию». Попав в трудную ситуацию, люди получают шанс. Ведь не зря гласит китайская притча: когда одна дверь закрывается, другая открывается. Кто-то, лишаясь работы и привычной стабильности, впадает в панику, кто-то ищет нестандартные решения проблем. Бытует мнение, что кризис – хороший повод овладеть новыми знаниями. Может быть, поэтому многие страны именно в этот период увеличивают бюджетные расходы на образование.
В то время как компании одна за другой объявляют либо о своем банкротстве, либо о существенном сокращении штата сотрудников, бельгийцы, например, в масштабах всей страны приняли решение отремонтировать старую обувь, вместо того чтобы покупать новую. В результате доходы местных сапожников выросли на 20 процентов, в связи с чем эта профессия была смело причислена к «антикризисным». Модернизация французского социального государства предполагала решение следующих задач: 1) коренная модернизация рынка труда, придание ему большей гибкости, повышение трудовой мотивации; 2) пересмотр правил предоставления социальных пособий и пособий по безработице («чтобы работать было выгоднее, чем получать пособия»), а также глубокое реформирование службы занятости и системы профессиональной переподготовки; 3) реформа специальных пенсионных режимов и дальнейшая рационализация системы медицинского страхования («нахождение нового баланса между солидарностью и ответственностью»); 4) реформа школы и университетов; 5) модернизация социального диалога и деятельности профсоюзов; 6) реформирование «общественных служб», их частичное акционирование и сокращение штатов.
Комментарий «Уû перспективе кризис выделит значимые знания, оставив за бортом те, которые перестанут быть актуальными. А та школа, которая сможет наиболее гибко и быстро отреагировать на изменившиеся условия, будет более успешной.Экономический кризис произвел на многих отрезвляющее действие. Он определил собственные приоритеты. Участь топ-менеджера оказалась практически плачевной, а суперприбыльными стали те профессии, которые еще недавно делили места аутсайдеров.Квинтэссенцией социальной программы Саркози стала идея «выработки нового социального контракта» на базе «восстановления ценности труда», «вознаграждения по заслугам», соблюдения «равенства шансов». А основной политический лозунг президента звучит так: «Больше работать, чтобы больше получать».
В условиях подъема рынка люди предпочитают работать, даже если у них в какой-то мере не хватает знаний. Они бегут за деньгами, чинами, признанием. Останавливаться в такой ситуации, чтобы оглядеться и осознать свою человеческую миссию, порой некогда – твое место займет кто-то другой.
Сегодня перед большинством корпораций стоит задача выживания. На первое место выходит политика сокращения расходов, а амбициозные планы и проекты оказываются отодвинуты на неопределенный срок. Рынок теперь остро нуждается в финансистах, способных работать в ситуации нестабильности и добиваться результатов.
Экономический кризис произвел на многих отрезвляющее действие. Он определил собственные приоритеты. Участь топ-менеджера оказалась практически плачевной, а суперприбыльными стали те профессии, которые еще недавно делили места аутсайдеров. В то время как компании одна за другой объявляют либо о своем банкротстве, либо о существенном сокращении штата сотрудников, бельгийцы, например, в масштабах всей страны приняли решение отремонтировать старую обувь, вместо того чтобы покупать новую. В результате доходы местных сапожников выросли на 20 процентов, в связи с чем эта профессия была смело причислена к «антикризисным».
Если провести параллели с бельгийскими сапожниками, можно предположить, что отечественные мастеровые должны жить не хуже. Это же касается всевозможных сервисных служб.
В начале января 2009 года свой список «антикризисных» профессий составил американский журнал Forbes. Примечательно, что первое место в американском рейтинге заняла профессия торгового представителя с зарплатой 55-65 тысяч долларов в год, большую часть которой составляют комиссионные.
На втором месте – работа в сервисе поддержки клиентов в крупных колл-центрах или корпорациях (25-35 тысяч долларов), третье место оказалось у бухгалтеров крупных консалтинговых компаний (35-45 тысяч долларов).
Четвертую строчку в рейтинге Forbes заняли социальные работники (35-45 тысяч долларов), на пятой позиции расположились разработчики программного обеспечения (75-85 тысяч долларов). В десятку также попали ассистенты и персональные секретари (25-35 тысяч долларов), системные администраторы (55-65 тысяч долларов), медсестры (35-45 тысяч долларов), квалифицированные технические работники (55-65 тысяч долларов), руководители отделов продаж (75-85 тысяч долларов).
«Сладкая жизнь» не возникает ниоткуда. Она результат кропотливого труда. Иногда физического, чаще умственного. Высококлассные специалисты нужны крупному бизнесу катастрофически. А где же их взять?
В своем послании к обеим палатам конгресса президент США Барак Обама назвал свой доклад по бюджету «проектом будущего США». Он пояснил, что его первый бюджет предусматривает крупные вливания в такие сферы, как образование, здравоохранение, а также в разработку альтернативных источников энергии. Эти направления станут приоритетными, тогда как другие, зарекомендовавшие себя как непродуктивные, будут безжалостно из бюджета вычеркнуты.
Директор Smart Technologies в Европе, Ближнем Востоке и Африке Фредерик Арнеодо подтверждает, что в этом году произошло увеличение спроса на продукцию компании. Это объясняется тем, что некоторые страны выделяют дополнительно особый бюджет на новые образовательные технологии. Там, где правительство заинтересовано в качественном образовании, финансы на его техническое оснащение находят.
Финансовый кризис застал Францию в период ее интенсивной перестройки, начатой президентом Саркози. Он пришел к власти с идеей разрыва с социально-экономической политикой, проводимой в стране последние два десятилетия, и прежде всего разрыва с французской социальной моделью.
Квинтэссенцией социальной программы Саркози стала идея «выработки нового социального контракта» на базе «восстановления ценности труда», «вознаграждения по заслугам», соблюдения «равенства шансов». А основной политический лозунг президента звучит так: «Больше работать, чтобы больше получать». Модернизация французского социального государства предполагала решение следующих задач: 1) коренная модернизация рынка труда, придание ему большей гибкости, повышение трудовой мотивации; 2) пересмотр правил предоставления социальных пособий и пособий по безработице («чтобы работать было выгоднее, чем получать пособия»), а также глубокое реформирование службы занятости и системы профессиональной переподготовки; 3) реформа специальных пенсионных режимов и дальнейшая рационализация системы медицинского страхования («нахождение нового баланса между солидарностью и ответственностью»); 4) реформа школы и университетов; 5) модернизация социального диалога и деятельности профсоюзов; 6) реформирование «общественных служб», их частичное акционирование и сокращение штатов.
Кризис смешал все карты и заставил пересмотреть некоторые неолиберальные догмы, казавшиеся бесспорными еще несколько месяцев назад. Французский лидер один из первых заговорил о том, что возврат назад к докризисному капитализму невозможен, Саркози заявил о необходимости сделать финансовый капитализм более моральным. Государство в 2009 году ассигновало средства на развитие транспортной и портовой инфраструктуры, на реставрацию памятников архитектуры, высшее образование и научные исследования. Дополнительные инвестиции пошли на развитие новых технологий и закупку оборудования.
Опыт мировых бизнес-школ показывает, что экономический кризис в значительной степени способствует эволюции и распространению различных образовательных программ. Если взять опыт мировых кризисов и посмотреть динамику спроса на академические программы, то можно совершенно четко проследить, что в период рецессии потребность в таких предложениях значительно возрастала. Во-первых, у людей появляется больше свободного времени, которое они могут потратить на учебу. Во-вторых, любой кризис требует новых управленческих решений. А импульс к поиску и принятию таких решений может дать именно хорошее образование. Такая тенденция уже неоднократно наблюдалась в мире во время периодов экономического спада. И в перспективе кризис выделит значимые знания, оставив за бортом те, которые перестанут быть актуальными. А та школа, которая сможет наиболее гибко и быстро отреагировать на изменившиеся условия, будет более успешной.
Для того чтобы учебные программы отвечали современным требованиям, они, кроме всего прочего, должны давать учащимся возможность экспериментировать и самостоятельно добывать знания, необходимые в условиях непредсказуемой экономической ситуации.
Комментарии