search
main
0

Оставьте географию в покое! Она воспитывает патриотизм и толерантность

Не знаю, в чем тут причина, но среди участников конкурса «Учитель года» на всех уровнях географов почему-то всегда выступает очень мало. Намного меньше, чем, скажем, историков, литераторов или учителей начальных классов. Поэтому лично мне было очень интересно встретиться с Татьяной ФЕСЕНКО, учителем географии гимназии №2 Южно-Сахалинска, а с недавних пор еще и заместителем директора по воспитательной работе.

Пожалуй, каждому из нас в той или иной степени свойственен вполне определенный педагогический шовинизм, позволяющий не просто думать, будто именно твой предмет самый главный, но и активно пропагандировать эту идею среди своих коллег и учеников. Как это ни странно, Татьяна Юрьевна этого недостатка (или достоинства?) лишена. По ее мнению, география имеет ровно такое же право на существование, как модный ныне английский или вечно притесняемая музыка. Суть ведь не в том, что мы навязываем ребенку, а в том, к чему у него лежит душа и есть предрасположенность. Конечно, грустно, когда на твой урок приходят, не выполнив задания потому, что до полуночи решали примеры по алгебре или задачи по химии. Однако это не повод в свою очередь устраивать террор и отыгрываться за это на детях.

Но подобная толерантность исходит скорее от осознания простой вещи: география – наука комплексная, которая не только сама делится на многочисленные отрасли, но еще и неразрывно связана с физикой, химией, биологией, экологией, обществоведением и гуманитарным циклом. И другого такого предмета в школе больше нет. И не будет. Вернее, не должно, потому что Фесенко категорически против введения в программу естествознания.

– Боюсь, все закончится тем, что дети не будут знать ни химии, ни биологии, ни физики, – говорит она. – И ведь все это делается под предлогом комплексного и гармоничного усвоения единого блока взаимосвязанных наук. Но ведь и сейчас любой знающий и думающий творческий учитель может спокойно протянуть нити межпредметных связей в любую сторону. И для этого вовсе не обязательно менять все коренным образом. Единственное, что действительно мешает – это временные несостыковки: какие-то смежные темы я изучаю осенью, а другие предметники – зимой или весной. Но это уже вопросы другого уровня сложности.

Татьяна Юрьевна – довольно эмоциональный человек. Правда, эмоции не мешают ей видеть суть происходящего и трезво взвешивать все «за» и «против». По этой причине она считает, что интегрированные уроки – это, безусловно, красивое и эффектное зрелище, способное вызвать бурю восторга как у детей, так и у взрослых. Однако в реальной ситуации подобные шоу вряд ли жизнеспособны – уж слишком много сил и ресурсов они отвлекают на себя. Ведь ради проведения одного занятия приходится задействовать двух, а то и больше педагогов, что при традиционной загруженности вряд ли эффективно. Ну разве что в каких-то особых случаях…

Кстати, способность критически мыслить и реально оценивать обстановку помогает ей избавиться не только от классического критиканства, но и от банального восхваления чьей-либо системы или методики. По этой же причине, например, она считает, что, несмотря на многие изменения, нынешняя система преподавания географии осталась той же, что и раньше, – со многими недочетами.

– Меня не устраивает качество современной учебной литературы, – признается Фесенко. – Нет, не полиграфическое, поскольку сейчас издают великолепные и красочные книги, а содержательное. Я не могу назвать, пожалуй, ни одного учебника, который не вызывал бы у меня нареканий. Причем это не какие-то мелочные придирки, дело касается серьезных вещей: в большинстве книг нет ни четкой структуры, ни плана. Описывая разные регионы России, авторы об одном из них могут написать всего два абзаца, а о другом – три параграфа. Или же для одного дать полную характеристику, с чувством и душой, а про другой вообще не упомянуть, например, о ресурсах, населении, экономике и так далее. Я сама учу детей составлять план рассказа, а потом они мне заявляют, мол, почему же авторы излагают тему так сумбурно и непонятно.

Обычно после таких слов дело чести – предложить свой вариант изложения или даже начать писать свой, авторский учебник. Например, по региональному компоненту. На самом деле подобная мысль посещала ее не однажды. Но дело, как всегда упирается, увы, в нехватку времени.

Никто не будет спорить, что с конкурсантом необходимо работать на всех этапах и уровнях. Но это значит, считает Фесенко, что его нужно сопровождать не только до и во время, но и после конкурса. «Ведь, во-первых, очень обидно бывает, когда тебя довели до определенного рубежа и фактически оставили, как правило, проигравшего, потому что на одного победителя приходятся сотни тех, кто не смог, не сумел. А во-вторых, нашему брату-педагогу нужен хороший стимул для развития». И если раньше именно участие в конкурсе помогало учителю обобщить свой опыт, оформить его, начать мыслить нестандартными категориями, без чего в конкурентной борьбе не выживешь, то на много ли хватит этого импульса, если все уже позади? Ей самой сейчас очень помог бы кто-нибудь, кому интересны ее опыт, находки, разработки. Ведь далеко не каждый может заставить себя сам начать работать на пределе сил, как это было на конкурсе.

К слову сказать, для того чтобы издать собственную книгу, у Татьяны Юрьевны достаточно материала, собранного ею за многие годы работы. Прежде всего это методика индивидуальной работы с детьми.

– На уроке это делать куда сложнее, – рассказывает она. – Поэтому после уроков у нас всегда есть время для общения. Это не похоже на какие-то факультативные курсы по какому-либо профилю. Здесь подход комплексный. Вместе с каждым ребенком мы выстраиваем некое индивидуальное образовательное пространство, обозначаем цель и путь для ее достижения.

В ее кабинете создана очень хорошая и обширная библиотека по предмету, которая постоянно пополняется литературой, привезенной с олимпиад и конкурсов разного уровня. Но для нее как для незаурядного учителя главное – не количество прочитанных по какой-либо теме книг, а понимание прочитанного, умение разбираться в географических задачах, требующих напряжения ума.

А вот задачи – это уже особая песня. Фесенко коллекционирует их так же, как некоторые собирают марки, монеты или открытки. Их у нее огромное количество, от элементарных – вычислить долготу и широту, до сложнейших интеллектуальных задач на анализирование, поиск причинно-следственных связей, моделирование и так далее. Вы сами, например, можете сказать, что бы изменилось в Австралии, если бы Большой водораздельный хребет был иной высоты? Или каким был бы климат на территории Африки, отличайся угол наклона земной оси всего на один градус? То-то же. А ее ученики могут. Потому и занимают места на олимпиадах. И привозят оттуда новые интересные задачи и задания, пополняя коллекцию своей учительницы.

Изучение географии своей страны воспитывает в нас патриотические чувства. А знакомство с другими странами учит толерантности. Эти два момента Фесенко считает основными в своей деятельности. Ведь на Сахалине сейчас помимо русских живет, учится и работает множество представителей других наций и национальностей. Некоторые педагоги полагают, что отдельные «щекотливые» темы (религия, политика, национальные проблемы и так далее) следует стараться вообще обходить стороной. Но Фесенко придерживается иной точки зрения. Поэтому, изучая многие темы, особенно касающиеся населения стран мира, она старается проводить параллели, которые могут быть связаны с учениками, сидящими в этом классе, – корейцами, китайцами, евреями, украинцами и другими. Очень часто ребята, поначалу испытавшие определенные неудобства и комплексы, в дальнейшем раскрывались и чувствовали себя более раскованно, мало того, гордились принадлежностью к своей национальности.

Конечно же, это далеко не все, чем она может гордиться. Поэтому ей есть чем поделиться с коллегами. Главное – помочь друг другу вновь почувствовать себя на коне.

Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте