search
main
0

Остаться в живых. Игра «Совет земли Русской». 6-й класс

Цель: каждому из трех центров Руси доказать, что именно он станет собирателем русских земель.

Оборудование: карта с аппликациями, символизирующими три центра; защитные тотемы, свечи, «чемодан» истории, «мусорное ведро» истории, наборы с названиями городов «Гардарика», парты поставлены кругом для трех групп.

Технология: ролевая игра, ассоциативные «перевертыши», дискуссия.

Ход урока

(Звучит барабанная дробь, зажигаются свечи; вступительное слово учителя): «Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте, добрые люди земли Русской! Сердце болит и кровью обливается, как и Русь, раздробленная и разбитая. Пришло время держать совет, держать слово, кто из вас поведет за собой Русь вперед к объединению. Ты ли Киев с юго-западными землями? Ты ли Новгородская земля соберешь русские земли? А может ты, Северо-Восток, станешь собирателем русских земель?

Докажите каждый, что это вы «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ», последняя надежда и спасение Русской земли.

И пусть огонь – символ очищения и святости – сделает вашу борьбу честной и справедливой. Пусть этот огонь осветит путь Руси и укажет нам дорогу к объединению. Я желаю каждому из вас остаться в живых, достойно пройти все испытания. А их перед вами шесть, победа в каждом будет приносить защитные тотемы. Кто наберет больше тотемов, тот и выиграет на совете.

Первое испытание: раскрыть суть своего тотема. Каждый центр Руси обозначен на карте определенным значком-символом, олицетворяющим либо особенность, либо событие, либо достопримечательность вашей земли. (Новгород – вечевой колокол; Северо-Восток – храм Андрея Боголюбского; Киев – Золотые ворота).

Второе испытание: Русь-Гардарика. Каждому центру выдается одинаковый набор карточек с названиями городов всех трех земель. Ребята должны поднять карточки с названиями только своих городов. Список предлагаемых городов:

Новгород,

Псков,

Киев,

Чернигов,

Владимир,

Москва,

Суздаль,

Владимир-Волынский.

Третье испытание: разгадывание летописных сказов (ассоциативных «перевертышей»).

1.Сами делаем себе

Все до самых мелочей.

Это антипод торговли,

Кто назовет его проворней?

(Натуральное хозяйство).

2.Хотели как лучше князья,

А получилось как всегда.

(Любечский съезд-разъединение).

3.Править тоже я хочу,

Только власть не получу.

Я особенный герой,

И зовут меня…

(Изгой).

4.Золотой стол на Руси –

Друг, его ты назови.

(Киевский престол).

5.Независимы, богаты

Мы владеть землею рады.

По наследству отдадим,

Князь не нужен нам самим.

(Бояре, вотчина).

6.В очередь с тобой встаем

Друг за другом, но не ждем.

Кулаки помогут мне

Побыстрей прийти к мечте.

(Очередной порядок наследования власти,

междоусобица).

7.Эта напасть не случайна

Все народы ею грешны.

И в двенадцатом столетье

Мы тоже к ней, друзья, пришли.

(Раздробленность)

8.Хоть землю нашу обижал,

Но этот фактор Русь сближал.

(Внешний фактор – половцы).

Четвертое испытание: сказания о своей земле. (Каждая группа в форме былины, слова, летописи доказывает силу и преимущество своего центра, его способность объединить Русь.)

Пятое испытание: обсуждение сказаний, дискуссия, выявление слабых сторон каждого центра.

Шестое испытание: каждая группа собирает в «чемодан» истории Руси положительный опыт и уроки, а также выбрасывает в «мусорное ведро» истории негативный опыт, ошибки.

Дают наказ будущим поколениям, извлекая уроки из этих исторических событий.

Подведение итогов, подсчет тотемов. Определение победителя на совете. Заключительное слово учителя о том, кто же на самом деле объединил Русь.

Николай САФРОНОВ, учитель истории СШ № 1 села Троицкое, учитель года Хабаровского края-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте