Уж сколько раз твердили миру, что ребенок не может жить в среде, которая по отношению к нему враждебна или по крайней мере не улучшает его психическое здоровье. В море игрушек нужно выбрать для ребенка самую подходящую для его возраста, здоровья, развития.
В океане компьютерных и прочих игр требуется еще более тщательный выбор по принципу: «Не навреди!» А еще есть кино, видео, книги. Словом, работы экспертам хватит. Но как они будут трудиться, какими критериями пользоваться, кому потребуются результаты экспертизы? Все эти и другие актуальные вопросы мы адресовали руководителю Департамента экспертизы учебных изданий Федерального экспертного совета Надежде Габрусевой.
– Надежда Ивановна, недавно по России буквально прошла волна публикаций: общественность взбудоражилась от слухов, будто Министерство образования РФ будет отныне решать, какая кукла подходит ребенку, какая нет, и станет вводить запреты на использование тех или иных игрушек. Что тут правда, что вымысел, кто стоит за этими слухами?
– Кто стоит, думаю, понятно – те, кто ввозит или производит игрушки для детей. Они почему-то решили, что Минобразования РФ вводит некую цензуру.
– А что на самом деле?
– А на самом деле еще в 2001 году министр образования Владимир Филиппов подписал приказ о создании в рамках Федерального экспертного совета секции экспертизы игрушек, игр и так далее. Речь не идет о экспертизе материалов, технологий и прочего, используемого при производстве игрушек, – этим занимаются другие организации. Наше дело – экспертиза психологическая, позволяющая оценить воздействие игрушки на психику ребенка.
– Не боитесь, что вторгнетесь в область коммерции?
– Не боюсь, потому что никакой обязаловки не будет. Производители и поставщики будут представлять игрушки на экспертизу по доброй воле. Кстати, за полугодие нынешнего года было 21 такое обращение против 8 в прошлом году. Никто никого делать это не заставлял.
– Тогда в чем смысл?
– В том, чтобы ребенок имел дело с игрушками, не ухудшающими его здоровье. Мы каждый год издаем каталог тех учебных изданий, которые получили грифы ФЭСа «Рекомендовано» и «Допущено». Предполагаем, что будет такой же каталог для игрушек, которым будут пользоваться…
– Неужели родители будут сверяться с каталогом, идя в «Детский мир» и держа перед глазами, станут покупать игрушки, строго следуя указаниям экспертов?
– Вы зря иронизируете. Родители будут поступать так, как им хочется. А вот дошкольные учреждения к рекомендациям экспертов прислушиваться просто обязаны. И каталог будет издаваться и создаваться главным образом для них. Игрушки приобретаются за счет бюджетов, так уж будьте любезны соблюдать правила и заботиться о здоровье детей.
– Совет по экспертизе игрушек уже работает, судя по тому, что вы назвали количество обратившихся за экспертным заключением?
– Он работает в рамках эксперимента, мы определяемся с критериальной базой. Она создана, но пока мы ее вынесли на утверждение. Каталог пока не сформирован, эта работа ведется управлением дошкольного образования, но, поскольку сегодня речь идет уже и об экспертизе не только игрушек, но и игр, которые используются в образовательном пространстве (это показывает имеющийся опыт работы преподавателей и воспитателей), нам предстоит решить вопрос о том, как эти игры будут направляться на экспертизу и, соответственно, кто будет выносить окончательное решение.
– Надежда Ивановна, вы говорите, что экспертиза игрушек (и, очевидно, игр тоже) будет добровольной и необязательной. Но разве сегодня не ясно, что экспертиза все-таки должна быть всеобщей, именно для того, чтобы на рынок попадали игрушки и игры только добросовестных производителей. Что нужно для этого?
– Решение Правительства РФ.
– Почему оно такое решение не принимает и кто ему должен подсказать, что такое решение необходимо?
– Проект такого постановления разработан Министерством образования РФ, в настоящее время он находится на доработке. Вы же знаете, законов у нас много и подчас один противоречит другому. Новый документ очень трудно принимать, тут много условий, которые нужно соблюдать, чтобы не нарушить действующее законодательство.
– А чем вы занимаетесь в ожидании постановления?
– Работаем, готовим методические материалы, провели региональное совещание, посвященное экспертизе игрушек, решаем, кто может тут быть экспертом, приглашаем экспертов для консультаций и выработки подходов к такой экспертизе.
– Может быть, стоило создать при Федеральном экспертном совете специальный экспертный игровой центр и отдать ему все эти заботы, ведь у ФЭСа и так хлопот полон рот?
– Хлопот действительно хватает, но создавать центр нет смысла – мы имеем возможность приглашать к сотрудничеству любых ученых страны, и опыт показывает – они принимают наши приглашения и работают очень ответственно.
Комментарии