Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Остановиться на самом интересном! Принцип сериала в действии

Учительская газета, №44 от 1 ноября 2011. Читать номер
Автор:

«Самый лучший учитель» – так называют только горячо любимого педагога. Можно ли получить звание самого лучшего учителя дважды? Лариса Небесская два раза вошла в число лучших педагогов России, выигравших конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2006 году, когда размер гранта составлял 100 тысяч рублей, на конкурсе победили 37 учителей из Владивостока; в 2010-м, при увеличении гранта до 200 тысяч, до финала дошли 14 учителей из всего Приморского края. Среди этих 14 педагогов Лариса Григорьевна оказалась единственным преподавателем истории.

– Насколько популярна среди нынешних школьников история? В наше прагматичное время, если школьный предмет не нужен для поступления в вуз, кое-кто полагает, что и изучать его тщательно не стоит… – Мне сложно судить об этом – у нас школа гуманитарной направленности, и выпускники, например, минувшего года в 95 процентах из 100 выбрали профильными предметами историю и обществознание. Всего три человека поступали на физико-математические и технические дисциплины. Но между тем из этих троих ребят двое заняли первые места по России в международном конкурсе «Золотое руно»! Я считаю, что у нас в школе создана уникальная атмосфера увлеченности процессом получения знаний благодаря высокому профессионализму учителей. Практически 90 процентов наших преподавателей имеют либо звание заслуженного учителя РФ, либо высшую категорию. Похвалю и наших учеников – скажу так: им повезло с нами, а нам с ними! Мотивированность ребенка на учебу зависит еще и от родителей. Трио ученик – учитель – родитель я могу назвать поистине золотым треугольником современной педагогики. Принцип сотрудничества дает великолепные результаты!- Лариса Григорьевна, ваши слова о том, что дети у вас в школе самые лучшие, означают, что их подготовка, в частности по истории, изначально высока?- Мне достаются отнюдь не самые лучшие классы, нет. Мой принцип – работать на параллели, а параллели классов бывают с разной подготовкой детей. Я очень люблю брать учеников с 5-го класса и доводить их до 11-го. Вот тогда комплексная система работы учителя и просматривается, и именно тогда на выходе из школы дети показывают хорошие результаты. Если в исключительном случае мне приходится на время отдавать своих детей другому преподавателю, я обещаю: «Ребята, не волнуйтесь, я вас скоро все равно обратно заберу, потому что вы – мои!» Нельзя назвать это материнским чувством, но это ощущение ответственности за то, что именно я должна этих детей научить, качественно передать им такие знания, с которыми они бы пошли по жизни. Вы правы, сейчас у нас историю мало кто хорошо знает. Даже в эшелоне высшего руководства страны есть люди, которые допускают порой исторические ошибки! Мои дети замечают это и спрашивают меня: «Как же так?» Я им отвечаю: «Ну, наверное, у этого человека был в школе плохой учитель истории!» А ведь чем выше руководитель, тем чаще он должен принимать ответственные решения. И учитывать при этом богатейший исторический опыт России! – Ваша главная методическая находка?- Я сделала для себя когда-то открытие: чтобы ребенок ждал с нетерпением каждый урок учителя, нужно выстраивать занятие так, чтобы в его конце, когда звенит звонок, остановиться на самом интересном. Тогда дети обязательно спросят: «А что же дальше?» И учитель ответит: «А об этом я расскажу на следующем уроке!» И следующий урок вновь прекратит на самом интересном… Я бы назвала это принципом сериала. Он необычайно эффективен, а все остальное – это методика, которая наслаивается на этот основной принцип…- Вы всегда мечтали быть учителем? – Я с 5-го класса мечтала быть археологом. А поскольку оканчивала в родном Владивостоке специализированную школу и показывала достаточные успехи по физике и математике, то родители настояли на поступлении на физмат ДВГУ. Я поступила на теоретическую математику. Там было интересно, погружение в такие дисциплины развивает логику, дифференциальные уравнения – это вообще поэзия, но все-таки я чувствовала, что это не приносит мне внутреннего удовлетворения, и вскоре вопреки родительской воле перешла на исторический факультет. Профессиональным археологом после окончания вуза я не стала, хотя была такая возможность. Археология до сих пор притягивает. Но притягивает с точки зрения обогащения эрудиции, любопытства, если так можно сказать. Среди моих друзей есть много археологов, которые имеют значительные научные открытия. А в общеобразовательную школу я попала после работы в высшей школе, в начале 90-х, когда расформировывались многие кафедры, сокращались ставки. У меня не было страха перед детской аудиторией. Мне было интересно понять: а что им интересно? Почему и что они слушают? Им нельзя говорить, как студентам на лекциях, – надо скорее нарабатывать методику, и это тоже очень захватывает! Я поняла, что попала в ту среду, которая меня ждала давно и в которой я нуждалась. Я до сих пор сохранила это чувство! Когда заканчивается отпуск, мне остро не хватает своей школы, учеников. Работа в школе уникальна, потому что ты сразу видишь результат своего труда. А когда твои ученики начинают побеждать на конкурсах, у них есть положительная динамика в успеваемости – это удовольствие ни с чем не сравнимое! В школу, в которой я сейчас работаю, меня пригласили 11 лет назад. Многими своими учениками и выпускниками могу гордиться с полным основанием. Например, двое из них, несмотря на то что поступили в технический вуз – и, кстати, стали несколько раз подряд Потанинскими лауреатами, – создали в вузе проект по истории, осуществили его в студенческой среде, а потом вышли с ним на общегородскую образовательную среду. Проект очень интересный, с интерактивными играми, командной борьбой, назывался он «Незнакомая победа» и был посвящен советско-японской войне 1945 года. Получается, то, чему я обучила этих ребят когда-то в школе, вернулось, когда они были уже на студенческой скамье. – Есть ли у вас увлечения помимо школы? Какие из них тесно связаны с профессией, а какие с ней не переплетаются? – Одно из последних вы видите перед собой – автомобиль! Приобрела на средства от двух выигранных грантов! А вообще сфера моих интересов весьма широка, потому что я очень люблю жизнь! Когда появляется возможность, с удовольствием выезжаю с учениками на археологические раскопки. Мечтаю проехать всю Россию на своем авто и увидеть исторические места, в которых еще не была, все посмотреть, потрогать своими руками. Я люблю проверять на практике знания, полученные из книг по истории. В Египте я забиралась на пирамиды и спускалась в гробницы, в Александрии побывала на раскопках хранилища Александрийской библиотеки, куда никого не пускали. Там же, в Александрии, когда нас повезли в амфитеатр, остальные туристы спросили меня: «Лариса, что ты там разглядываешь?», а я ответила: «Посмотрите, первые ряды – из белого мрамора, а все последующие – из серого. Вы знаете, почему? Белый мрамор отделял аристократию от простых граждан». В школьных учебниках по истории об этом не пишут! В этом же амфитеатре я обнаружила особое место, на которое можно встать, сказать шепотом слово, а тебя услышат далеко вокруг. Я сказала: «Добрый день, Александрия!» – и мой голос разнесся по всему амфитеатру. Ни в одном школьном учебнике вы тоже об этом не прочитаете. Все наши туристы, встав на то же место, так же поприветствовали Александрию и на своем опыте поняли, как распространялся звук в отсутствии микрофонов при таком огромном количестве зрителей. Я неудобный турист, потому что знаю немножко больше об истории тех стран, куда приезжаю. Однажды из-за своего любопытства чуть не подвела группу, заблудившись в Египте в храме Солнца. Ушла, как я люблю это делать, ото всех и попала в лабиринт. Бродила безуспешно, пока не вспомнила, что все храмовые лабиринты в Египте строились по правилу правой руки. Чтобы выйти из лабиринта, нужно идти все время направо. И таким образом я вышла. Так что знания, полученные из книг, не просто интересно проверять на практике – они порой спасают! Я очень люблю вязать. Рыбачить люблю. Люблю выезжать на природу, потому что в свое время мой папа приучил меня к ней. У меня был юношеский разряд по спортивному ориентированию, я занимала призовые места среди юниоров по ориентированию, в том числе в тайге. Люблю тайгу, не боюсь ее, могу выйти из тайги, прожить в ней – найти что поесть, развести костер. Жизнь интересна и многогранна! Каждый день несет с собой что-то новое. Поделюсь с вами одним из последних событий: я только что поступила в магистратуру по курсу «Менеджмент в системе образования». Отделить мою личную жизнь от профессиональной деятельности, наверное, невозможно, они тесно переплетены и приносят мне радость! Из досьеЛариса Григорьевна НЕБЕССКАЯ, преподаватель истории и обществознания, заместитель директора по УВР владивостокской школы №9 с углубленным изучением китайского языка. Учитель высшей квалификационной категории. Обладатель Почетной грамоты Минобрнауки РФ и медали «За вклад в развитие образования». Только за пять последних лет подготовила более 150 победителей и призеров олимпиад различного уровня. Внесена в список лучших учителей в энциклопедии «Одаренные дети – будущее России».Владивосток, фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту