День открытия VIII Петроградского педагогического форума совпал с днем памяти Александра Пушкина, и его организаторы, а в их числе Отдел образования Петроградского района Санкт-Петербурга и Информационно-методический центр (ИМЦ) Петроградского района, очень удачно связали известную фразу поэта «И опыт, сын ошибок трудных» с темой образовательного события «Как сделать работу над ошибками ресурсом для развития?». Ключевым словом, конечно же, стало слово «ошибка».
Тема, необходимо признать, действительно непростая. Можно сказать, даже философская. И возникла она не случайно. По словам идейного вдохновителя форума кандидата философских наук, доцента НИУ ВШЭ, научного консультанта Программы развития системы образования Петроградского района Светланы Баронене, сегодня популярный общественный, профессиональный маркер – это успешность. В неудаче, промахе стыдно признаться. Сценарий сегодняшнего дня может быть выражен формулой «в жизни должно быть как можно больше побед». Однако нужно понимать, что в жизни мы не только бежим, но и останавливаемся. Смятение, размышление, сомнение – естественная часть жизненного процесса, и опыт согласно словам замечательного поэта-провидца невозможно получить, не совершив ошибки или просчета. Поэтому главной задачей форума, по мнению Светланы Баронене, является внедрение новой установки, показывающей, что ошибка – это нормально.
Многоаспектность темы подчеркнула и директор ИМЦ Петроградского района Татьяна Модестова.
– Договориться о том, что мы понимаем под ошибкой, тоже чрезвычайно важно, – отметила Татьяна Модестова. – Один что-то сделал – это ошибка, а другой сделал то же самое – это уже авторское видение. В некоторых крупных промышленных корпорациях даже существует чек-лист распространенных ошибок, чтобы новый сотрудник, ознакомившись с ним, не совершал подобного. Поэтому для нашего района форум является согласованием ценностей, понимания и смыслов на уровне всего педагогического сообщества.
Ошибка для учителя – это признание, что где-то и что-то сделано не так, но, с другой стороны, нельзя, чтобы отношение к ошибке было только негативное. Ошибки могут иметь место, но для того, чтобы их было меньше, необходимо анализировать и понимать, как действовать далее для их исправления. Нужно овладеть механизмом работы с ошибкой, и для этого в рамках форума пройдет ряд тематических мероприятий, где через призму деятельности разных образовательных организаций можно посмотреть, какая ошибка была сделана и как работа над ней помогла затем изменить траекторию развития.
Как показала пленарная часть, об ошибках можно говорить долго и увлекательно, однако эффективнее все же разобрать этот человеческий феномен более детально в рамках мастерской. Причем название мастерской носило столь же философский оттенок, что и сам форум, – «Ошибка».
Педагогам, разделившимся на небольшие команды, предложили сначала дать определение понятия «ошибка», затем отыскать созвучную с этим определением цитату из высказываний русских и зарубежных классиков, а потом вспомнить свои ошибки и решения, к которым они привели. Из этических соображений рассказы о собственных ошибках так и не вышли за пределы команд, но зато любопытно было услышать, чем для каждого стала именно его ошибка (не важно, личная или профессиональная). Например, кто-то говорил, что это стало получением нового опыта, кто-то признавался, что в результате ошибки сделал неожиданное открытие, а кто-то понял, что ошибиться может каждый, и т. д. Но главный вывод, к которому пришли все участники команд, стал таким: ошибка – это непреднамеренное действие, не обман, поэтому карательная политика по отношению к допустившему ошибку ребенку или взрослому непродуктивна.
С ошибкой нужно и можно работать. Для этого участники команд нарисовали целый спектр действий, которые применили бы на практике, столкнувшись с ошибкой: признали, приняли, поняли, уточнили, исправили, простили, не повторили и даже… полюбили. Любопытно, что правило, которое в конце работы мастерской каждый должен был составить лично для себя, у многих содержало такую установку: остановиться, оценить ситуацию и набраться смелости исправить сделанное.
По словам Татьяны Модестовой, в рамках мастерской педагогам были показаны разные способы действия с ошибкой, и этот опыт поможет работе учителя с детьми на уроке, работе воспитателя в группе. Кроме того, узнав, как работать с ошибкой, можно применить эти знания как на уровне педагогического коллектива, так и на уровне управления образованием.
– Понимание того, что наш жизненный путь, по сути, состоит из ошибок, является своего рода профилактикой ошибки. Это меняет восприятие, отношение учителя, воспитателя к ошибкам детей, делает их более лояльными, что отражается на общей атмосфере в классе, группе, и дети не испытывают страх от того, что их осудят и накажут за совершенную ошибку, – уверена Татьяна Модестова.
Воспитатель детского сада №5 Петроградского района Дарья Нечкина рассказала, что ей очень понравилось работать в рамках мастерской «Ошибка». Молодой специалист узнала много полезных и интересных примеров работы над ошибками от опытных коллег, а также поняла, что важно не бояться собственного голоса, собственного решения. Особенно если от этого решения зависит исправление ошибки. Кроме того, Дарья Нечкина убедилась в том, что нельзя допускать самую главную ошибку при работе с детьми – общаться с ними, не любя их. Лучше уйти из профессии, чтобы не губить маленького человека и не ломать его будущее.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора
Мнение управленца
Нина ФАТЕЕВА, директор школы №77 с углубленным изучением химии Петроградского района:
– Ошибки совершают абсолютно все, и гарантировать, что твое решение обязательно попадет в цель, невозможно. Мне кажется, чтобы совершать меньше ошибок, важно учиться прогнозировать ситуации. То есть видеть последствия, как отзовется потом то, что сделаешь сейчас. Риски можно просчитать, и хотя нет ничего идеального, если этих рисков немного, то такое решение будет оправданным. Опыт подобного прогнозирования приходит со временем. И еще очень важно знать свой коллектив, какая его часть какое решение как воспримет. Все это позволяет успешно и эффективно руководить организацией.
Комментарии