search
main
0

Осталась лишь память. Театр Наций закрыл сезон размышлением о том, что счастье нельзя повторить

Режиссерским решением было сыграть последнюю премьеру сезона, лежа на сцене. Символ вполне понятен. Михаил Дурненков, чью «Утопию» решился поставить Марат Гацалов, выписал героев, которые лишь изображают видимость жизни. Их настоящая жизнь – в распущенных 90‑х, когда они держали бар с плохим пивом, – давно закончилась.

Глава семьи спился, его жена работает продавцом в магазине, сын видит наркотические сны. Никто из них не общается друг с другом, каждый живет сам по себе и старается ничего не вспоминать. Их воссоединение начнется волевым решением бизнесмена, который хочет ублажить своих высокопоставленных друзей погружением в мир общей студенческой юности. Именно в «Утопию», дешевый кабак напротив университета, по замыслу драматурга, сбегали с лекций в пьесе Дурненкова и столичный градоначальник, и его свита. Бизнесмен Кирилл, которого играет Андрей Соколов, находит призраки прошлого – владельцев «Утопии» – и машет купюрами перед их застывшими лицами, заставляя со скрипом завертеться ржавый аттракцион «Время, назад». Дьявольское искушение режиссировать жизнь приводит к краху.Конечно, ничего не получится. Конечно, все сгорит в огне. Нельзя возвращаться в места, где ты был счастлив. Их уже нет. Осталась лишь память…Технически «призракам» пришлось сильно расстараться, чтобы выполнить замысел режиссера. Полтора часа актеры передвигались по сцене лежа, упираясь спиной в тележки и руками в пол. Над ними под углом висело огромное зеркало, в котором зритель видел отражения героев, как бы парящих в воздухе. Мысль понятна: герои не ходят по земле, потому что почти не живут. Блестяще справились с задачей «повиснуть в воздухе» и актриса Ольга Белинская, сыгравшая Надю, и оба ее партнера – сын Юра, которого играл Владислав Долженков, муж Леха в исполнении Леонида Тимцуника. Прямохождением занимался только Кирилл в исполнении Андрея Соколова, который любил слушать слоган из двух слов: «Ты главный! Ты главный!»Спектакль «нарисовала» лауреат «Золотой маски» Ксения Перетрухина, находчиво подвесив своих героев на огромное сухое дерево. Это и засохшее древо жизни, и древо познания, от которого бедная Ева – Надя (Ольга Белинская) уже откусила горький плод очевидной истины – счастье не сыграешь на бис, жизнь нельзя повторить, в одну реку не входят дважды…Исполнитель роли Кирилла актер театра и кино Андрей Соколов рассказал о спектакле.- Как вы думаете, возможны ли возвращение в прошлое и проигрыш дубликата счастья?- Вы знаете, как ни странно, многие из нас живут именно прошлым, потому что понять, что сегодняшний день больше никогда не повторится, и принять это достаточно сложно. Мы все надеемся на завтрашний день и все вспоминаем о прошлом как о лучшем, что было в нашей жизни. Встречаясь с друзьями, мы вспоминаем какие-то моменты нашей жизни с ностальгией. Хотя в момент их проживания никакого умиления они не вызывали. И чем старше становится человек, тем больше он живет прошлым. Если, конечно, он не смог воспитать в себе понимание, что сегодняшний день – лучший в нашей жизни. Есть ли возможность возвращения в прошлое? Есть такая замечательная строка из песни: «Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет».- Когда вы работали над ролью, вам приходилось в себе сознательно культивировать жестокость?- Актерская профессия в том и заключается, чтобы из искорки разжечь огонь. В любом человеке есть все. И жестокость, и патологическая доброта. И мы сами не знаем порой, как мы себя проявим в той или иной ситуации. Способность вытащить то или иное из качеств своей личности и довести до абсурда – это часть нашей профессии. Примерять на себя чужие костюмы всегда интересно.- Ваш герой, придя в семью несчастных людей как покупатель их услуг, к финалу становится членом их семьи. Так бывает в жизни – мы начинаем отношения с целью использовать, а потом прорастаем в людей…- Кирилл из той же среды. Просто ему удалось подняться. И он приходит не просто, чтобы их купить, а попробовать оказаться в прошлом. Он абсолютный одиночка. Если бы у него в семье было все в порядке, он бы к ним не пошел. Ему просто некуда больше идти. Вот ведь в чем дело…- Чем он близок вам?- Мы все по большому счету по жизни одиночки. Кроме связи матери с детьми, которая безусловна, все связи призрачны… Хотя и матери порой бывают такие, что не дай Бог. Поэтому если Бог дал тебе близких, то к ним надо относиться трепетно и аккуратно. Их надо холить и лелеять.- У вас буквально происходит чудо на сцене: за полтора часа сценического действия люди, которые хотели друг друга забыть, превращаются в сплоченную, пусть и сильно страдающую, семью. Что скрепляет их союз – общая беда или общие цели?- Вы знаете, даже в опустившихся людях есть искорка желания нормальной жизни, и если ее разжечь, то шанс возродиться есть! Кирилл, мой герой, лепит из них пигмалионов, зацепившись за островок желания жизни, который есть в каждом из них. Это очень щемящая, пронзительная история. На премьере такая тишина была в зале… «Утопия» – это же образ нереальной мечты по большому счету.- У меня были вопросы к драматургу.- Драматург – это повод. Остальное делает режиссер. Его задача – собрать оркестр, который сыграет партитуру, заложенную автором. Мы разбирали пьесу, она так шикарно нашинкована, что позволяет вырастить все что угодно.- У вас был долгий репетиционный период?- У нас было 56 репетиций. Мы очень долго занимались пластикой.- Кто придумал этот эффект полета ваших героев в воздухе, штуку с зеркалом?- Марат Гацалов говорил, что Ксения Перетрухина, наш замечательный художник. Вообще в спектакле получилось очень много метафор. В результате даже притча сложилась. Хотя опасность, что действия как такового не будет, изначально была.- А какой режиссер Марат Гацалов?- Владимир Яковлевич Мотыль, у которого я учился на Высших режиссерских курсах, так определил профессию режиссера: это способность собрать под свою идею как можно больше талантливых людей и заставить их на нее работать. Марат, он достаточно молод, азартен. У него есть своя морковка в голове, но он умеет слушать актеров. Он ищет, он человек поиска. Он приходит с готовой идеей и пытается ее реализовать. Может отказаться от идеи, которая не проходит. Как оказалось в конечном результате, спектакль получился командный.- Мне кажется, это спектакль для тех, кто живет в прошлом, для тех, кому за сорок.- Я думаю, это свойственно любому поколению. Мы все живем надеждами на будущее и воспоминаниями о прошлом. «Утопия» – это осмысление этого парадокса человеческого сознания. Дурненков, наверное, интуитивно это понял, потому что он молод. Дай Бог зрелому человеку это осознать. Спасибо ему за такой материал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте