Многие современные родители стремятся занять своих детей максимально, считая, что минимум свободного времени исключит лень и дурное влияние на ребенка со стороны. Однако личное время детям необходимо, чтобы познать себя и проявить тягу к творчеству. О том, как не перегрузить школьника полезными занятиями, рассказала психолог РАО.
Елена Брель, член-корреспондент РАО, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, доктор психологических наук, рассказала, как не взвалить на ребенка чрезмерную нагрузку учебы, кружков и спортивных секций. Она обратила внимание, что вопрос о загрузке ребенка взрослые в первую очередь задают себе. В нем содержится больше беспокойства о самом родителе: как вовремя остановиться с подбором секций и развивающих занятий.
Эксперт полагает, что таким частым сегодня этот вопрос стал благодаря распространенному понятию успешности. Мы все хотим, чтобы дети были успешными. Другое дело – что мы под этим подразумеваем. Мы хотим, чтобы они были физически сильными, здоровыми – значит, они должны заниматься спортом. Мы хотим, чтобы они были эстетически развитыми, значит, желательно, чтобы они занимались музыкой, живописью, танцами. И, конечно, мы хотим, чтобы они были успешны в учебе – поэтому они должны изучать пару языков, дополнительно заниматься математикой и иметь дополнительные занятия, например, по литературе или истории, ведь это полезно для образованного и успешного человека.
Если ориентироваться на слово «успешность», то вопрос перегрузки выйдет на первый план очень быстро. Огромное число примеров можно привести, когда у ребенка расписан каждый день, и он занят в течение этого дня до 6–8 часов, что для школьника абсолютно недопустимо. Чтобы понять, как не перегрузить ребенка, стоит спросить себя, что вы хотите получить в процессе воспитания и обучения, на какой результат вы ориентированы. Он не может быть одинаково хорошим во всех отраслях знаний и во всех направлениях. Поэтому следует ограничить области, которые являются приоритетными для развития вашего ребенка.
При этом важно сочетать занятия спортом с познавательным развитием, с достаточным пребыванием на свежем воздухе. Елена Юрьевна предложила, по ее словам, не очень научный подход, но зато полезный в процессе определения загруженности ребенка – формулу «Чувство меры – дар богов». В своем видеоролике на странице РАО в социальной сети она отметила: прекрасно, если ребенок занят, и также прекрасно, если у него есть свободное время. Если мы лишили ребенка свободного времени, мы лишили его возможности к самоидентификации, шанса поразмышлять о том, что для него хорошо, что бы он хотел, что для него более предпочтительно, в какую область знаний отнести свои желания, чтобы затем их успешно реализовывать.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало читателей об исследовании РАО, которое выявило, что более половины российских школьников боятся математики.
Комментарии