Наша главная задача – четкое восприятие полученной информации и применение этих знаний на практике. Но далеко не всегда учащиеся, особенно с умственной отсталостью, а тем более с РАС, могут правильно воспринимать любую информацию, особенно ту, которая дается при помощи информационных технологий.
Мы должны осознавать, что дети с РАС и умственной отсталостью имеют проблемы при концентрации на каком-то определенном объекте или задании. Мотивация на обучение и пробуждение интереса у таких детей при помощи использования IT достаточно сложно достижимая цель. Плюс в использовании IT при обучении в том, что можно показать много визуального материала. Однако минус в том, что нужно максимально четко подходить к подбору материала, не всякий материал может заинтересовать ребенка, педагогу потребуется достаточно много времени, чтобы подготовить материал даже к одному уроку. Нужно подбирать его так, чтобы это помогало учителю объяснить доступно, а учащиеся смогли понять этот материал правильно.
При введении дистанционного формата обучения многие учителя столкнуться с тем, что все нужно будет переносить в электронный формат, создавать приложения для работы по определенной теме, создавать электронный формат урока. Если говорить о детях с нормой, тут тоже есть свои плюсы и минусы, но насколько непросто сконцентрировать внимание детей с РАС и УО на уроке в очном формате, в тысячу раз это будет сложнее сделать в дистанционном формате.
Обучая такой класс в дистанционном формате, мы сталкиваемся с проблемой нехватки материала, который можно использовать на дистанционном уроке. Именно перенос бумажного варианта пособий и материалов доставляет наибольшую трудность. К сожалению, наше общество не готово к внедрению дистанционного формата обучения для учащихся с ОВЗ. Мы не должны забывать об особенностях учащихся, об индивидуальном подходе к каждому ребенку, об использовании индивидуальных материалов для каждого.
Представление нового материала – наиболее сложная часть процесса, поскольку выборочность восприятия любого нового материала свойственна человеческой психике. А это значит, что необходимо заранее предусмотреть определенные элементы, которые позволят удержать внимание ученика на важных моментах и довести до него главную мысль в максимально доступной форме, что не всегда получается даже в очном формате. Также не стоит забывать о переводе в практическую плоскость помощь ученикам в сохранении знаний и их правильном применении.
Для того чтобы педагоги имели конкретное представление об использовании ИКТ в образовательном процессе, могли выбрать нужный ресурс под конкретную ситуацию и умели его правильно использовать, важна постоянная работа над уровнем развития их IT-компетенции.
Педагогам необходимы программы повышения квалификации в области интеграции в учебный процесс цифровых технологий. Помимо курсов повышения квалификации предполагается, что педагогам должны оказываться оперативная консультативная помощь специалистами из научно-методических центров, организовываться совместная исследовательская работа обучаемых и преподавателей, осуществляться обмен информацией по интересующим вопросам и темам совместных проектов, обеспечиваться доступ к качественным образовательным ресурсам и массовым открытым онлайн-курсам.
Детальная проработка содержания обучения, основанная на глубоком анализе потребностей обучающихся, целей учебного процесса в конкретных условиях, тщательном проектировании с учетом активного и продуманного использования мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий в обучении, постоянной оценки результативности на каждом этапе работы с учебным контентом и используемыми методиками, формирует надежную основу для создания эффективного образовательного процесса.
Софья ЗАВЬЯЛОВА, учитель школы №1321 «Ковчег»
Комментарии