Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Осознание себя как личности. Тема «Права человека: история, современная практика и защита». 9-й класс

Учительская газета, №18 от 2 мая 2006. Читать номер
Автор:

Программа элективного курса для предпрофильного обучения

Пояснительная записка

Современная российская политическая реальность связана с периодом становления демократии в России. Демократия должна стать не просто понятием, термином, теорией, отвлеченно существующей от современной жизни. Важно, чтобы демократия стала частью жизни подрастающего поколения, которое не имеет опыта сравнения политических режимов, для которых демократия – это политический режим, при котором они родились и выросли. Для того чтобы это стало возможным, необходимо изучать и понимать теоретические основы демократии, научиться пользоваться благами, которые она предоставляет, и уметь отстаивать свои интересы, если это потребуется. Одной из самых важных составляющих частей демократии являются права человека и гражданина. «Имею право» – словосочетание, которое основано на чувстве собственного достоинства, понимания и осознания себя как личности, защищенной государством, но что еще более важно, личности, которая заботится не только о своих правах, но также понимает и уважает права других людей. Предлагаемый курс является важным дополнением к изучаемым в школе общественным дисциплинам, а также имеет большое практическое значение, так как помогает становлению института демократии в РФ.

Знать историю становления идеи прав человека, понимать, какие права есть у граждан РФ, уметь пользоваться ими и видеть баланс между правами и обязанностями, а также учиться отстаивать и защищать свои права – это главные задачи, предлагаемого элективного курса.

Программа составлена на основе материалов Молодежного центра прав человека и правовой культуры г. Москвы, Московской школы прав человека и Института прав человека г. Рязани, материалов Совета Европы.

Программа элективного курса рассчитана на 10 или 17 часов (в зависимости от возможностей и потребностей участников обучения) и состоит из трех разделов:

Раздел I. История появления прав человека и гражданина.

Раздел II. Права человека и гражданина в РФ.

Раздел III. Защита прав человека в РФ и на международном уровне.

Цели и задачи элективного курса

В ходе изучения элективного курса учащиеся смогут:

понять термин «права человека и гражданина», повторить термины «демократия», «свобода», «демократические принципы», «правозащитники»;

сформировать представление о правах человека как о демократической ценности и возможности легальным путем реализовывать свои потребности, умение жить в мире и согласие с другими людьми;

узнать об истории поэтапного становления института прав человека, о различных поколениях прав человека и гражданина;

уметь пользоваться естественными и позитивными правами, защищать права на различных уровнях, знать о российских и международных механизмах защиты прав человека;

выразить свою гражданскую позицию по поводу идеи прав человека и ее месте в политической жизни РФ.

Формы и методы работы

Для успешной реализации предлагаемой программы необходимо использовать активные и интерактивные формы и методы работы (работа в малых группах, деловые игры, дискуссии, коллажи, синквейны, различные виды работы с текстом, документами, составление мини-проектов и т.д.). Важным составляющим успеха является также использование на занятиях современных мультимедийных технологий.

Необходимым условием также является создание определенных условий обучения на уроках и в школе в целом, так как учащиеся должны получить не только крепкие теоретические знания, но и видеть, что их уважают как граждан и личность хотя бы в школе. Это очень важная составляющая обучения правам человека, в противном случае велика вероятность воспитания лицемерия, а не действительного уважения к идее прав человека.

Итогом изучения курса в целом или отдельных тем могут быть творческие задания, которые ученик может по желанию выполнять дома. За весь период обучения у некоторых учащихся накапливаются целые творческие папки, в которых могут быть: сообщения, рисунки, стихотворения, кроссворды, эссе, тесты, коллажи. Это позволяет поддерживать интерес к изучаемому элективному курсу, а также это может стать дополнительным источником информации в будущем.

Содержание программы

Демократия и права человека. Понятие демократии и ее связь с правами человека. Закономерности развития демократии и прав человека. Зависимость содержания, объема и прав человека от типа демократического устройства и характера социально-экономических отношений, уровня развития правовой и демократической культуры.

Всемирная история прав человека, поколения прав человека. Становление и развитие прав человека от Древнего мира до Великой французской буржуазной революции. Развитие прав человека до Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Всеобщая декларация прав человека и глобализация прав человека.

Становление прав человека в России. Право и права в ХII-ХVII вв. Личность и крепостное право. Реформы Александра II и права личности. Роль русских юристов и общественных деятелей в защите прав личности. Отражение прав человека в трудах русских философов и общественных деятелей. Политические права в начале ХХ века. Период советского государства и отношение к правам человека. Правозащитное движение в СССР, роль А.Д.Сахарова в пропаганде идеи прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г.

Отражение естественных прав человека в современном законодательстве РФ.

Понятие естественных прав, их значение для каждого человека. Конституция РФ, роль этого документа в обеспечении существования и возможностей реализации прав человека на территории РФ.

Позитивные права, их развитие. Понятие позитивных прав. Отражение позитивных прав человека в различных законодательных документах. Система позитивного права. Изменения в российском законодательстве, коснувшиеся позитивных прав.

Отличительные особенности прав ребенка. Российские и ратифицированные Россией международные документы о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Особенности российской политики по реализации прав ребенка. Школа – территория прав ребенка.

Особенности защиты прав человека в различных сферах общественной жизни.

Защита прав человека в сфере образования и культуры, в сфере политических отношений, в сфере трудовых отношений. Права человека и этнические проблемы.

Особенности реализации прав человека в отношениях правомерного и неправомерного поведения.

Неправительственные правозащитные и другие общественные организации, их место и роль в механизме защиты прав человека.

Правозащитные организации, их статус и роль в защите прав человека. Влияние правозащитных организаций, политических партий, массовых общественных организаций и движений на деятельность государства в области прав человека.

Международные механизмы защиты прав человека. Роль ООН в защите прав человека (международные документы, контрольные органы). Совет Европы. Институт уполномоченного по правам человека. Европейский суд по правам человека: состав, компетенция, методы работы. Международные документы по правам человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Современные проблемы гарантий прав человека.

Уровень правовой культуры и проблема прав человека. Обеспечение прав человека в странах СНГ. Совершенствование механизмов реализации и защиты прав человека.

Светлана ВЕТРОВА, учитель истории и права, Орел


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту