search
main
0

Особый состав защиты

Сделано в школе - востребовано в МЧС

Знаете ли вы, что интереснейшие проекты по химии можно создавать не в специальном кабинете с колбами и реактивами, а на IT-полигоне? По крайней мере, моим ученикам это удается. Они создают школьные проекты, о которых пишут в газетах, этими разработками интересуются производители, а спасатели берут их на вооружение.

 

Лесные пожары – одна из самых актуальных мировых проблем. Ученица 9‑го класса разработала принципиально новый подход к борьбе с возгоранием. Мы работали слаженной научной группой: школьница, я, учитель химии, кандидат химических наук, и младший научный сотрудник Института фундаментальных проблем биологии кандидат биологических наук Азат Абдуллатыпов. В результате был получен совершенно особый состав для огнетушения и защиты от огня. Проект нашей ученицы стал лауреатом XII городского экофорума, призером конференции НИТУ МИСиС «Создаем будущее вместе» и конференции «Старт в медицину», победителем МГК-2021 и конференции «Инженеры будущего», победителем ВПШ МГУ (ENANOS) 2022 года, призером конференции «Авангард» («Высший пилотаж»). Руководитель добровольной пожарной команды Красногорска отметил высокую социальную значимость проекта. Образцы нового состава уже переданы на экостанцию заказника «Журавлиная родина», сотрудникам которого каждую весну приходится бороться с лесными пожарами.

Незаменимым помощником спасателей станет и регенеративный патрон на основе пероксокомплексов титана (IV). Он весит всего 200 г, но может заменить по функционалу кислородный баллон. Чудо-патрон поставляет кислород и дольше хранится. Проект создавался прямо в школе, она оснащена таким лабораторным оборудованием благодаря поставкам по проектам предпрофессионального образования, которое позволяет это сделать. Модель корпуса патрона напечатали на 3D-принтере, для работы также использовали школьные спектрофотометр, сканирующий зондовый микроскоп, датчики кислорода, рH, объема газа. Этот проект тоже победитель ВПШ МГУ (ENANOS) 2022 года и призер конференции «Авангард».

Другой социально значимый проект, созданный учениками при моем непосредственном участии, – коптерная разведка очагов возгорания в торфяниках. Ученики инженерного класса вместе с ЦМИТ «Коптер» создали дрон со специальным «сенсорным носом», который реагирует на горящий торф. Оба эти проекта стали лауреатами ХI Московского конкурса социально значимых экологических проектов и призерами конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».

Наши ученики пополнили также аптечку первой помощи для спасателей и всех людей. Ученица школы №2065 создала новый состав для лечения ожогов. Десятиклассница заменила один из компонентов противоожогового геля. Привычный антибактериальный иодовидон обладает резким запахом и часто дает аллергические реакции. Девушка его исключила, а вместо него взяла наносеребро. Эксперимент удался. Ученица нашла идеальное сочетание компонентов. В результате были созданы гели, которые в терапии ожогов II степени тяжести показали большую эффективность по сравнению с аналогами при полном отсутствии запаха и значительно меньшей себестоимости. Эта работа принесла автору победу на конференции «Инженеры будущего», звание призера II степени XV Всероссийской олимпиады «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», она стала призером конференции «Авангард» и «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».

Самодезинфицирующиеся перчатки, маски-клапаны для проведения искусственного дыхания при сердечно-легочной реанимации, бинты, противоожоговые салфетки – все эти предметы в аптечку спасателей попали тоже благодаря юным химикам школы №2065. Добиться эффекта самоочищения от бактериальных загрязнений удалось благодаря созданию нанотрещин: наночастицы синтезируются в материале перчаток и масок, то есть непосредственно в нанотрещинах полиэтилена. Теперь эти средства индивидуальной защиты потенциально можно использовать неоднократно без угрозы заражения, что немаловажно при оказании первой помощи сразу нескольким пострадавшим, например, при крупных ДТП. Кроме того, уменьшаются и количество отходов, уровень химического загрязнения, а угроза биологического заражения вообще полностью исключается. Работа была отмечена на XIII Московском экологическом форуме учащихся.

Эти проекты объединяют не только порыв детей сделать мир лучше и интерес к предмету исследования. Все они стали возможны благодаря оснащению школы таким оборудованием, которого нет во многих вузах и НИИ. Ну и конечно, такие проекты возможны только в связке «ученик – учитель». А коллаборации с предприятиями, учеными, аспирантами показывают школьникам реальный научный мир и учат выходить за рамки школьного кабинета.

 

Любовь ОБОЛЕНСКАЯ, учитель химии школы №2065, кандидат химических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте