search
main
0

Особые потребности

Внутреннее пространство в контексте окружающей реальности

Инклюзивное образование достаточно давно вошло в нашу жизнь. В нашем колледже, как и во многих других, ребята с разными возможностями получают профессию, принимают участие в мероприятиях, посещают кружки, добиваются побед в чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Обучаясь в группах совместно со своими сверстниками, студенты с особыми образовательными потребностями нуждаются в организации специализированной помощи, направленной на их успешную социальную адаптацию. Следует отметить, что сопровождение студентов этой категории подразумевает работу не только с ними, но и с педагогами и группой в целом.

Работа с группой направлена на развитие толерантного отношения к людям с особыми образовательными потребностями. Как правило, ребята не представляют, с какими сложностями сталкиваются их ровесники, имеющие особенности развития, не знают, как им правильно реагировать в случае появления неконструктивного поведения, аффективных реакций, как остановить поток стереотипных или очевидных вопросов, а также информации, не представляющей для них интереса и не связанной с ситуацией общения. Такое незнание приводит к возникновению отчуждения, раздражения, конфликтных ситуаций. В связи с этим очень важно своевременно обсуждать с ребятами группы вопросы, которые могут вызвать непонимание, а также то, что может сделать каждый, чтобы общение было комфортным и приносило положительные эмоции, ведь люди с особыми образовательными потребностями, зачастую не понимая контекста ситуации и норм неформального общения, очень тонко чувствуют нетерпимость и раздражение к себе.

В некоторых случаях требуется помощь тем студентам, которые имеют неблагоприятный прошлый травматичный опыт неприятия группой, травли одноклассниками. Такой опыт мешает устанавливать гармоничные межличностные отношения в настоящем, в том числе и с ребятами с трудностями развития.

Работа с педагогами – это совместный поиск решений, касающихся преимущественно процесса обучения:

– как организовать групповую работу, если обучающийся предпочитает работать индивидуально;

– как быть в случае появления аффективных реакций во время занятия и как их предупреждать;

– какие задания и в какой форме лучше предъявлять, чтобы студент почувствовал себя успешным;

– каким образом дать обратную связь, избежав критики;

– как оказать поддержку – индивидуально или в присутствии других.

Ответы на эти и многие другие вопросы зависят от конкретной ситуации развития человека и требуют индивидуальных решений.

Немаловажный аспект работы с педагогическим коллективом – развитие и закрепление навыков, полученных на занятиях с педагогом-психологом, в ежедневном общении с другими одногруппниками и взрослыми.

Работа с обучающимися с особенностями развития, как правило, затрагивает три направления:

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие навыков стрессо­устойчивости;

– развитие самосознания.

Коммуникация студентов с особыми образовательными потребностями имеет свои особенности, к которым можно отнести трудности понимания ситуаций неформального общения, склонность к монологическим высказываниям, ограниченную тематику разговоров, специфический круг интересов, недостаток учета обратной связи от собеседника и его интересов.

Развитие коммуникативных навыков предполагает усвоение социальных норм общения – это способность понимать, что имеет в виду собеседник, и быть понятым им, умение договариваться, достигать своей цели через общение, а также умение распознать признаки проявления или отсутствия интереса со стороны собеседника и понимания смысла социальных ситуаций. Этот вид навыков выполняет множество важных функций в развитии личности.

Формирование навыков стрессоустойчивости предполагает развитие способности справляться со своими эмоциями, фрустрацией, развитие самоконтроля и личностно значимых паттернов поведения. Такая работа предусматривает анализ ситуаций, вызывающих негативные эмоции или трудности, расширение представлений о способах их разрешения, знакомство с дыхательными, релаксационными и другими техниками, применение визуальных карточек со способами выхода из проблемных ситуаций. Также важным является размещение в общем доступе (на стенде, сайте) визуальной информации о том, к какому специалисту колледжа и по какому вопросу можно обратиться для решения определенной ситуации.

Развитие самосознания предполагает развитие представлений о себе, своего внутреннего пространства, помощь в осмыслении событий окружающего мира и области социальных отношений. Занятия направлены на формирование способности формулировать свои желания, определять собственные интересы, в соответствии с которыми можно совершать выбор, а также на то, чтобы научиться определять ситуации, в которых нарушаются собственные границы и границы других, уметь сказать нет и выражать несогласие. Особая тема – личностная безопасность в сети Интернет: как и для чего ограничить доступ к личной странице в социальных сетях, какая информация допустима для группового прочтения в мессенджерах, как обратиться с просьбой к сверстнику, используя сообщение.

Таким образом, для успешной социализации подростков с особыми образовательными потребностями необходимы взаимодействие специалистов, педагогов, в некоторых случаях родителей (законных представителей), а также организация целенаправленной работы с группой и самим студентом.

 

Наталья ОРЛОВА, педагог-психолог московского образовательного комплекса «Запад»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте