Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Особые, но как все. Специализированные группы в детских садах – незаменимая помощь детям и родителям

Учительская газета, №03 от 16 января 2018. Читать номер
Автор:

Специализированные группы в детском саду №154 Ленинского района Нижнего Новгорода впервые были созданы в 2003 году. Это было обычное дошкольное учреждение с группами общеразвивающей направленности. А недалеко был расположен другой детсад, куда ходили дети с различными нарушениями здоровья, главным образом с ДЦП. Когда там начался ремонт, всех воспитанников перевели в 154‑й. Забот у заведующей Валентины Григорьевны Бобковой прибавилось. Но еще появилось глубокое чувство сопереживания таким детям, а еще больше – их родителям, лишенным уверенности в будущем своих детей, потерявшим возможность работать и испытывающим затруднения в материальном смысле.

Посоветовавшись с коллегами, Валентина Григорьевна вышла с инициативой открыть две такие специализированные группы в детском саду №154. К тому времени у нее уже был значительный опыт работы с дошколятами, и как руководитель она имела большой стаж. Ее поддержал коллектив, а районное управление образования подошло к проблеме практически: число детей с ограниченными возможностями здоровья в стране неуклонно растет, и им надо помогать всеми средствами.Валентина Григорьевна ничуть не переживала о том, что это могло сказаться отрицательно на имидже детсада, хотя известно, как в нашем обществе относятся к особым людям – хоть взрослым, хоть детям.Конечно, все догадывались о предстоящих трудностях. Но был коллектив педагогов – умелых, добросовестных, любящих свое дело. Вот педагог-психолог Валентина Ивановна Ледяева. Она давно работает здесь, умеет подойти к любому ребенку, имеет авторитет среди воспитателей и родителей. Да и все остальные работники, как утверждает Валентина Григорьевна, – преданные детям люди, старательные и доброжелательные. Надеялась на их всестороннюю помощь и поддержку. Так оно и вышло.Но поначалу действительно было много трудностей. Некоторые родители тревожились: мол, дети с необычной, по их мнению, внешностью ходят на прогулки в тот же двор, где гуляют здоровые малыши. Многие считали, что дети не захотят из-за этого посещать детский сад.Было открыто две спецгруппы только для детей с ДЦП. А это заболевание поражает органы движения, мимику, речь. Пришлось убеждать, уговаривать, приводить многочисленные положительные примеры. Заведующая постоянно приходила на родительские собрания в каждую группу и вела беседы.И с детьми было не все ладно. На общих утренниках и праздниках, при встречах не раз бывало, что дети обычных групп проявляли излишнее любопытство, показывали пальцем на особого малыша, старались не садиться с ним рядом.К счастью, все это осталось в прошлом. Толерантность установилась почти во всем. Несколько лет назад в садик начал ходить мальчик с протезом руки, он, кстати, находился в обычной группе. Так другие дети старались помочь ему при одевании, в других сложных случаях.Надо заметить, что дошкольники не имеют стойких опасных предубеждений насчет сверстников, которых судьба обделила здоровьем и красивой внешностью. Вот педагоги и использовали эти положительные качества.Прежде в этот детский садик направлялись дети, не имеющие сложных дефектов, но это сдерживало коллектив в выборе программ развития. Сейчас действует группа для детей, которые имеют отставание и в психическом, и в физическом, и в интеллектуальном развитии. Например, у одной девочки (сейчас она учится в 8‑м классе обычной школы) была полная гипотония мышц лица, она совершенно не могла говорить, умела изъясняться только жестами. Индивидуальная программа реабилитации и настойчивые занятия с психологом, дефектологом, логопедом принесли такой замечательный результат, что девочка не только догнала своих здоровых сверстников, но и сумела выделиться среди них умственными способностями, учится она на «отлично».И в этом общая заслуга не опустившей руки мамы и умелых специалистов – учителя-дефектолога и учителя-логопеда.Сейчас в специализированной группе девять детей с ограниченными возможностями здоровья. У двух детей в силу их особенностей есть возможность посещать обычные группы, двое приходят в садик лишь на два-три часа в день, на индивидуальные коррекционные занятия с педагогами-специалистами. Другие в спецгруппе проводят целый день. Но и с ними все занятия проводятся преимущественно индивидуально. Это не исключает общих музыкальных и физкультурных занятий, развлечений, праздничных мероприятий, прогулок. То есть социальная адаптация ведется целенаправленно и постоянно.Детей с ОВЗ направляет районная психолого-медико-педагогическая комиссия. А консилиум специалистов детского сада определяет оптимальный образовательный маршрут для каждого ребенка, опираясь на рекомендации индивидуальной программы реабилитации.В силу серьезности нарушений не все особые дети могут посещать обычные группы. Именно поэтому специализированные группы в детских садах – это незаменимая помощь детям и родителям. А для родителей это и своего рода отдушина. Они здесь и общаются друг с другом, и делятся советами и находками, вместе радуются маленьким победам своих и чужих детей над недугами.Нижний Новгород


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt