search
main
0

Особые горизонты детства. Как научиться находить в этом мире любовь?

​«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны», – считал Антуан де Сент-Экзюпери. Все мы родом из детства. И туда все время тянет и тянет. Судьба подарила такую возможность – окунуться в мир детства и видеть и наблюдать его изнутри. Более 30 лет возвращаю себе детство с помощью внимательных детских глаз, маленьких ладошек и веселых улыбок детей, которые окружают меня в детском саду. За годы, проведенные с малышами, проживаешь с ними не одну новую жизнь. На дошкольных педагогах лежит особая ответственность за преобразование маленького исследователя в социально активную личность. Все годы педагогической работы отданы детям с ограниченными возможностями здоровья.

И сегодня наш образовательный комплекс продолжает предоставлять специальные условия образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, первой ступенью образования детей с ОВЗ выступает дошкольное. Дошкольное детство – особый период в развитии ребенка. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.В нашем комплексе 740 дошколят, в их числе 142 ребенка с ОВЗ. Ограниченные возможности – это нереализованные состояния, которые не превращаются в действительность автоматически, а требуют создания определенных условий, благоприятных обстоятельств. В дошкольном отделении функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются 102 ребенка и 10 детей с задержкой развития, группы комбинированной направленности для 30 слабовидящих детей. Для нас это дети с особыми возможностями, и у каждого из них особые потребности. Информация для размышления. Как ребенок начинает учиться речевому общению? Существуют два языка общения: один язык – это язык слов, понятий, обобщений, фраз; второй язык – это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, смеха, плача – язык эмоций. Второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему. Несловесные методы тут важнее: подбадривающий, теплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов. И на этом языке с ними начинают общаться учителя-логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели, создавая тропинку специальных условий обучения. Ведь детей учит то, что их окружает. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ проводится по Адаптированной образовательной основной программе (АООП). Данная программа применяется в группах компенсирующей направленности. При разработке программы учитывался контингент детей, выявленных в ходе диагностики развития школьным психолого-педагогическим консилиумом и направленных в наш комплекс Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК) города Москвы. В течение двух лет коллектив педагогов продолжает работать над адаптированной образовательной программой для детей с нарушением речи и для слабовидящих детей. Учителя-логопеды отмечают, как за последние годы меняется контингент воспитанников детских садов. Работая с дошкольниками, не перестаем удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, забавные, сообразительные. Современных малышей интересуют компьютер, интерактивные игры. И мы посчитали возможным включать задания с использованием ПК и интерактивной доски в различные образовательные области АООП. В программе заложены необходимые условия успешного развития личности. Учтены сенсорные, моторные, речевые возможности ребенка. В содержание образовательных областей были внесены корректировки: адаптированное и более мелкое дозирование изучаемого материала, введены вспомогательные дидактические материалы и технические средства обучения, изменен способ предъявления учебного материала, а также время на его усвоение и закрепление. Предусмотрены три формы коррекционной работы специалиста: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Программа гармонично построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.Для осуществления образовательного процесса детей с ОВЗ очень важны поддержка и понимание директора школы. В этом году мы начали оказывать медицинскую помощь слабовидящим детям, конечно, под руководством врачей, но с использованием нашего оборудования, которое стоит на балансе школы. Теперь два раза в год поликлиника предоставляет бесплатное медицинское лечение слабовидящим детям. Многие родители заинтересованы в более частом проведении курса ортоптического лечения детям. Директором школы была поддержана инициатива родителей о предоставлении дополнительных медицинских услуг детям с ОВЗ, поэтому при взаимодействии с главным врачом детской городской поликлиники №99 (ГБУЗ г. Москвы ДГП №99 ДЗМ) С.И.Заварохиным и администрацией школы в лице директора Б.Е.Королькова был заключен договор о предоставлении ортоптического лечения в кабинете охраны зрения в детском саду на платной основе. Надеемся, что все потребности родителей детей с ОВЗ в наступающем учебном году будут удовлетворены полностью.Профессия «учитель» требует огромного труда и совершенствования, идти в ногу со временем, быть мобильной, способной вести за собой, заряжать творческими идеями и энтузиазмом всех участников образовательного процесса. В нашем комплексе создан и работает психолого-педагогический консилиум (ППК). Основные специалисты имеют большой практический опыт работы с детьми с ОВЗ. За этот учебный год психолого-педагогический консилиум школы обследовал, определил характер и продолжительность необходимой психолого-педагогической помощи 306 обучающимся (воспитанникам). Для гармоничного развития воспитанников (обучающихся) и оказания своевременной коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в комплексе работают пять логопедических пунктов. В 2015-2016 учебном году помощь учителя-логопеда получили 163 воспитанника (обучающегося). ППК в соответствии с заключением ЦПМПК для всех детей с ОВЗ составил план индивидуальной коррекционно-развивающей работы специалистов и сделал рекомендации по образовательному маршруту. Направления коррекционной работы зависят от возможностей ребенка, рекомендуются ЦПМПК, уточняются консилиумом и согласуются с родителями обучающегося. Только так, через взаимодействие всех специалистов и педагогов, а также при активном участии родителей воспитанников в образовательном процессе, можно достичь более высоких темпов общего развития особенных детей.Детство – это удивительная страна, и каждый человек должен не забыть об этой удивительной стране и помочь ребенку наполнить ее разноцветными красками ожидания волшебства. Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, а порой невидимый труд – труд родителей, специалистов, педагогов, воспитателей. Все мы родом из детства… И нужно почаще вспоминать, какими мы были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни, умение радоваться и радовать других.Татьяна ГОЛУБОВА, учитель-логопед, педагог-психолог высшей категории, методист коррекционных программ школы №1220

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте