search
main
0

Особое мнение

Наталья ЖУЧКОВА, учитель высшей квалификационной категории лицея №130 города Новосибирска, руководитель районного методического объединения учителей технологии: – Я преподаю «Технологию» и скажу о самом наболевшем. Основных проблем в преподавании труда три.

Техническая оснащенность. Недостаток швейного оборудования, нечем заменить старые сломанные машинки. Мы в лицее пока с трудом справляемся, усаживаем по две девочки за одну машинку. Есть школы, в которых всего одна-две швейные машинки, чему тут научишь? Причем мы не стремимся к тому, чтобы заполучить суперсовременное оборудование. Дети ведь еще маленькие, многие девочки даже не дотянутся до педали. Им нравится учиться шить на «старинных» ручных машинках. Во многих школах нет кабинета кулинарии. Учитель на уроке дает рецепты, объясняет, как что готовить, рисует на доске. Потом дети дома готовят, родители проверяют, ставят оценки, пишут учителю отзывы. Хотелось бы иметь возможность учить детей практически, а не только в теории. Уроки труда выполняют несколько важных функций. Дети на них отдыхают, работают группами и парами, двигаются по кабинету. А еще ребята приобретают навыки и умения, которые пригодятся им на всю жизнь. Мне кажется, стоит обратить внимание на кабинеты труда в школах, позаботиться о том, чтобы в них хватало и оборудования, и материалов. Кем бы ни стал ребенок в будущем, умение готовить, шить, мастерить пригодится каждому.

Вторая проблема. Наши программы и учебные планы наводнены новыми разделами, материал раздроблен. Есть, например, в старших классах цикл теоретических уроков по уходу за детьми. Как методист, я не уверена, что они нужны в таком возрасте. Учебный план остался прежним. Получается перегрузка, увеличиваются домашние задания. Прочитать и выучить параграфы на столь взрослую тему – это не то что дошить дома фартучек.

Наконец, катастрофически не хватает учителей-мужчин для мальчиков. Женщины еще идут на низкую зарплату, а мужчины не хотят, они же кормильцы в семье. Это проблемы всей страны: маленькие зарплаты, молодежь не идет работать в школы, хотя в педагогических институтах наша специальность есть. У нас в районе самой молодой учительнице труда 44 года.

Когда в школе нет кабинета и нет специалистов, а учебный план остается прежним, каждое учебное заведение выходит из положения как может. Например, вместо уроков труда проводят другие занятия. Бывает, что есть только один учитель, к нему идут и мальчики, и девочки. Я, кстати, считаю, что это правильно. Есть девочки, которые не хотят учиться шить, но хотят строгать и мастерить что-нибудь. Есть мальчики, которые хотят быть дизайнерами или поварами. Хорошо, что сейчас с этим нет проблем. Раньше, если мальчик приходил в кабинет шитья, над ним смеялись, а девочку с напильником в руках считали ненормальной.

Очень радостно, что к новому учебному году в школе сделан ремонт. Правда, денег на новое оборудование школам снова не выделено, бывает, что помогают бывшие выпускники, дарят машинку, материалы. Зато теперь проводятся олимпиады и по нашему предмету. На уроках труда широко применяется метод проектов. На олимпиадах дети защищают свои проекты и выполняют тестовые задания по теории. К каждому ребенку нужен индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Если у кого-то проявляется талант к дизайну одежды, к шитью, вязанию, если ребенок хочет узнать побольше, нужно его поддерживать. В прошлом учебном году моя ученица восьмиклассница Настя Чеплакова заняла 3-е место на городской олимпиаде, мы с ней обсудили результаты, подготовились к следующему этапу, и она заняла 1-е место по области. У девочки золотые руки и замечательные, оригинальные идеи. Пусть растет! В наступающем учебном году я жду новых побед моих учеников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте