«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» – так красноречиво писал о весне А.С.Пушкин. Однако если бы солнцу русской поэзии пришлось поработать в современной школе, возможно, даже он растерял бы все иллюзии относительно поэтичности этого периода. Для суровой школьной действительности весна – это время ВПР. Данные работы порой ввергают в стресс педагогов, учеников и их родителей. Но, если вы грамотно подойдете к выбору учебного пособия, паники удастся избежать.
Особое внимание обращают на себя книги Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова «Всероссийская проверочная работа. Русский язык» для учащихся 7-8-х классов серии «ВПР. Типовые издания» от издательства «Экзамен». Авторы издания – разработчики вариантов ВПР, их книги получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. Наличие полей для ответов позволяет использовать данные пособия как рабочую тетрадь, что в значительной мере экономит время и повышает качество подготовки учащихся.
Неоспоримым преимуществом пособий «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» является наличие трех форматов, содержащих 10, 15 или 25 вариантов. Педагог может индивидуализировать подготовку школьников к ВПР, подбирая для каждого класса наиболее подходящий формат с учетом особенностей данной группы.
Кроме того, пособия содержат инструкцию и критерии оценивания работ, благодаря чему школьники могут использовать данные книги в рамках самостоятельной подготовки к ВПР.
Довольно часто школьники испытывают затруднения, сталкиваясь с заданиями, в которых необходимо выявить грамматические ошибки. Важно не путать их с орфографическими, то есть с нарушениями орфографических правил. Грамматическая ошибка подразумевает нарушение грамматических норм языка. Чаще всего это происходит при образовании проблемных форм слова (например, при склонении сложных числительных), словосочетаний (например, с использованием производных предлогов) или при построении осложненных предложений (например, содержащих деепричастный оборот). Большую роль при работе с грамматическими нормами играет чувство языка, позволяющее школьнику интуитивно определять ненормативность языковой единицы, содержащей ошибку. Однако это качество развито далеко не у всех, а потому так важны системные упражнения, направленные на формирование подобных умений.
В качестве примера обратимся к заданию 6 варианта 1 пособия Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова «Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 7 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС» (рис. 1).
Предложение 1 содержит ошибку в употреблении деепричастного оборота: действия, названные деепричастием (просыпаясь) и глаголом (чувствовалось) должны относиться к одному субъекту. Но по логике предложения мы понимаем, что подлежащее прохлада никак не связано с деепричастным оборотом просыпаясь на рассвете. Существует несколько способов исправления данной конструкции. Например, можно перестроить предложение в СПП с придаточным времени, добавив подлежащее «я»: «Когда я проснулся на рассвете, чувствовалась прохлада».
Во втором предложении неправильно образована падежная форма существительного договора. Производный предлог согласно подразумевает сочетание с формой дательного падежа: согласно (чему?) договору.
Чем больше подобных упражнений прорешает школьник, тем лучше у него будет сформирован навык выявления и исправления грамматических ошибок. Именно поэтому я рекомендую данные пособия: они содержат богатый и разнообразный материал по этой теме.
Отдельного внимания заслуживают задания, направленные на формирование функционально читательской грамотности. Так, в задании 11 варианта 8 того же издания мы сталкиваемся с вопросом (рис. 2).
Семиклассники должны ответить на поставленный вопрос, самостоятельно сформулировав 1-2 предложения или выписав ответ из прочитанного текста. Например: «Киты нагуливают вес на севере, т. к. в холодных странах богатый зоопланктон – разнообразные рачки. В холодных морях их значительно больше». В качестве ключевых слов/словосочетаний можно использовать следующее: богатый зоопланктон, рачков больше, жирнее и питательнее. Задание учит школьников понимать текст, выделять главную информацию, точно формулировать свой ответ. Этот навык часто хромает даже у учащихся среднего звена, а потому задание требует многоразовой отработки.
ВПР по русскому языку в 8-м классе во многом соотнесены с заданиями ОГЭ, что увеличивает их практическую ценность. Например, задание 11 варианта 25 пособия Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова «Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 8 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС» выглядит следующим образом:
Подчинительная связь встречается в вариантах 1 (управление), 3 (согласование) и 4 (примыкание). Вариант 2 не является словосочетанием, так как перед нами грамматическая основа. Навык определения видов подчинительной связи актуален и для ГИА.
Таким образом, пособия Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова содержат грамотный материал, качественные и интересные тексты, позволяющие успешно подготовиться к ВПР.
Анна БЕЛЯЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Донской, Тульская область
Комментарии