В начале своей карьеры Ричард ПЕНРОУЗ в течение 12 лет преподавал в школах Великобритании биологию и психологию. В 2003 году он пришел в организацию International Baccalaureate (IB) в качестве менеджера по психологии, антропологии и ITGS (информационные технологии в глобальном обществе).
С тех пор Ричард Пенроуз работает в системе IB и продолжает ее развивать. С 2009 года он стал руководителем программы оценивания дипломных работ международного бакалавриата. В интервью пресс-службе Московского центра качества образования руководитель программы оценивания дипломных работ Международного бакалавриата Ричард Пенроуз рассказал об особенностях формирующего оценивания, о мировых трендах и перспективах современной системы образования, а также об эффективных методах обучения в школе. – В чем, на ваш взгляд, особенности и преимущества формирующего оценивания, которое применяется в системе международного бакалавириата? – Формирующее оценивание позволяет педагогу определить, на каком этапе находится учащийся в процессе обучения, и расширить зону его ближайшего развития. Учителя оценивают знания, понимание, навыки. В процессе формирующего оценивания педагоги определяют слабые стороны и дают ребенку возможности для его роста и развития. Я могу привести пример из своей жизни. У меня трое детей, мой старший сын очень хорошо бегает, и мы бы могли сказать ему: «Работай упорнее и бегай подальше!» – и конечно же, он сможет пробежать более длинную дистанцию. Но у него очень хороший тренер: помимо того что они работают над физической формой, которая позволит ему бегать на более длинные расстояния и более продолжительное время, тренер также стимулирует его, чтобы он бегал быстрее и более эффективно. У него сейчас уже четыре национальных титула, он завоевал четыре награды, и это как раз и показывает важность формирующего оценивания. – Какие вы можете отметить тренды и перспективные направления в современной системе образования в мире? – Сейчас все больше возможностей для онлайн-обучения, а также тестирования в режиме онлайн, но не менее важной остается и педагогическая деятельность, работа учителей. В последнее время проводится все больше исследований, связанных с нейронными процессами, и это меняет понимание того, как учатся наши дети. Данные исследования могут иметь очень большое значение в будущем. Есть такое понятие, как нейропластичность. И эти исследования показывают, что если учитель поддерживает учащегося и ставит перед ним сложные задачи, ученик достигает гораздо лучших результатов. Очень важно создавать такие вызовы, давать трудные задания и поддерживать учащихся в достижении целей. Когда учителя задают достаточно сложные задачи, ставят сложные цели для учащихся и предоставляют им поддержку, то учащиеся не только отвечают этим ожиданиям, но и намного превосходят их. А если говорить о проблемах, с которыми сталкивается наш мир, проблемах, связанных с охраной окружающей среды, системой здравоохранения, миграцией, то, чтобы решить их, необходимо взаимодействие, необходимо все делать сообща. Невозможно решить эти проблемы, справиться с вызовами, которые нам бросает современность, исходя с точки зрения одного предмета. Необходимо учитывать перспективу с разных точек зрения, с позиции разных дисциплин, комплексно смотреть на возможности решения каждой проблемы и задачи. Необходимо учитывать междисциплинарный характер, потому что это комплексные задачи, которые требуют комплексных решений. Так и учащиеся должны уметь применять свои знания в разных дисциплинах, выходить за рамки одного предмета. – Как можно помочь школам с низким рейтингом, ученики которых показывают невысокие результаты по итогам диагностик? – Если опираться на опыт международного бакалавриата, то он показывает, что это возможно сделать, если в школе есть действительно хороший лидер, то есть руководитель учебного заведения, который внедряет сложные академические программы, поднимает уровень ожиданий. Это влияет на то, что дети стремятся к чему-то большему, и это стремление отражается на академических результатах учащихся, они показывают лучшие результаты, если им задать более высокую планку. Дети действительно начинают включаться в процесс, испытывать истинный интерес к учебе, когда им есть к чему стремиться, даже несмотря на сложность программы, они начинают сами создавать и определять траекторию своего образования, своего обучения, а не просто быть пассивными реципиентами знаний. Понятно, что им трудно, часто они жалуются, что им очень сложно. Тем не менее потом это позволяет им гордиться той работой, которую они сделали, и своими достижениями.
Пресс-служба Московского центра качества образования
Комментарии