Ханты-Мансийский педагогический колледж – первое профессиональное учебное заведение в регионе. Cегодня в нем ведется обучение по десяти специальностям на базе 9 и 11-х классов. Колледж имеет современную материальную базу и общежитие на 350 мест. Педагогический состав – 69 человек. Шесть педагогов имеют ученую степень, 10 человек учатся в аспирантуре.
Статфакт Всего общеобразовательных учреждений – 399. Общеобразовательных учреждений с преобладанием детей из числа коренных малочисленных народов Севера – 44 (2 на стойбище). В 42 национальных общеобразовательных учреждениях и двух школах, находящихся на стойбище, обучается 6010 человек, из них 3453 человека дети из числа коренных малочисленных народов Севера, что составляет 57% от общего количества учащихся. Из 6010 учащихся изучают языки коренных малочисленных народов Севера 2666 человек, что составляет 44,3%, т.е. по сравнению с 2002/2003 учебным произошло увеличение на 6% изучающих язык. Факультативно изучают языки народов Севера 245 учащихся, из них 174 учащихся из числа коренных народов Севера. Мансийский язык изучают 1042 человека, из них 783 учащихся по национальности манси. Хантыйский язык изучают 1580 человек, из них 1316 учащихся по национальности ханты. Ненецкий язык изучают 75 человек, из них 74 учащихся – ненцы.
Среди профессиональных учебных заведений округа Ханты-Мансийский педагогический колледж выделяется особенностью подготовки кадров. Она заключается в том, что в течение всего времени со дня открытия ХМПК в 1932 году он ориентирован на подготовку специалистов для работы в условиях сельской местности. В настоящее время большинство учащихся колледжа – это выпускники сельских национальных школ округа. В течение четырех последних лет в колледже ежегодно обучаются 500-540 студентов, из которых 40-50% из села. Из общего числа учащихся 125-140 человек из малочисленных народов Севера – ханты и манси, что составляет примерно 25-35%. Анализ трудоустройства выпускников показывает, что большинство из них работают в сельских школах.
В последние годы началась подготовка специалистов для начального звена системы государственно-муниципального управления и туризма. В перспективе планируется подготовка еще по трем направлениям. В колледже будет примерно 50% педагогических специальностей и 50% социально-гуманитарных.
За последние три года серьезно изменилась направленность подготовки специалистов. Колледж осуществляет подготовку кадров для сельских и национальных школ по специальностям – музыкальное образование, преподавание в начальных классах, коррекционная педагогика, физическая культура, родной язык и литература, социальная педагогика, иностранный язык. В 2004 году произведен набор на специальность туризм. Обучение организуется согласно требованиям, предъявляемым к образовательным программам. Содержание образования и учебного процесса строится с учетом особенностей и потребностью региона и на основе мониторинга личностной, мотивационной и интеллектуальной сфер студента. С целью реализации современных требований к педагогу, удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном, а также духовно-нравственном развитии введены спецкурсы – этнопсихология, этнопедагогика, русская культурология, основы нравственности, конфликтология, девиантное поведение детей и подростков, социально-психологический тренинг, современная технология воспитания и обучения, особенности работы малокомплектной школы и детского сада, психология общения.
Учитывая требования современного рынка труда, социально-экономические и демографические изменения, с целью социальной защиты и поддержки выпускников в колледже осуществляется подготовка по 10 дополнительным специализациям. Для того, чтобы реализовать современные требования к педагогическим кадрам, удовлетворить потребности рынка, в ХМПК идет процесс модернизации содержания образования за счет разработки и внедрения учебных дисциплин национально-регионального компонента – родной язык (ханты и манси), декоративно-прикладное искусство, литература народов Севера, история Ханты-Мансийского автономного округа, песенно-танцевальное искусство. Неотъемлемой частью теории стала производственная практика, которая направлена на укрепление и углубление знаний и навыков. По специальности родной язык и литература, преподавание в начальных классах, физическая культура включены такие виды практики, как культурологическая по предмету история, культура родного языка, внеклассная практика по литературному краеведению.
Одной из сторон подготовки будущего педагога является приобщение студентов к научной и экспериментально-исследовательской работе. Наши ребята участвуют в студенческом научном обществе, пишут курсовые и дипломные работы, рефераты, тематика которых определяется интересами студентов, их способностями и возможностями и отображает насущные проблемы культуры, быта и истории обско-угорских народов. Темами своих исследований студенты нередко выбирают проблемы, связанные с родным краем, материальной культурой и бытом народов ханты и манси.
Продолжая многолетние традиции, в колледже проводится серьезная воспитательная работа. Более 13 лет работает клуб «Югорские встречи», где студенты приобщаются к обычаям и обрядам народов ханты и манси. Традиционными стали встречи с писателями Югры. Все это проводится в координации с окружной библиотекой, архивом, домом писателя, домом народного творчества, НИИ обско-угорских народов, общественной организацией «Спасение Югры». Проводятся конкурсы чтецов на родном языке, спортивные соревнования по национальным видам спорта.
Евгений КАРГАПОЛОВ, директор Ханты-Мансийского педагогического колледжа
Комментарии