search
main
0

Особенности национальной аналитики, или Православие в контексте электромагнитной индукции

“В номере страницы, расположенном в ее внешнем верхнем углу (например, АА1+3, или УМ4+3, или ЯЯ1+1), знак + несет только разделительную функцию. Слева от знака + располагается обозначение темы, а справа от знака + располагается номер страницы внутри этой темы. При этом в приведенном примере левый знак АА1 обозначает первую вводную тему, знак УМ4 обозначает четвертый урок аналитического мышлениния, а знак ЯЯ1 обозначает первую заключительную тему. Таким образом: АА1+3 – третья страница первой вводной темы; УМ4+3 – третья страница четвертого урока аналитического мышления; ЯЯ1+1 – первая страница первой заключительной темы.
В нижних внешних углах располагаются номера страниц, на которые осуществляются ссылки в оглавлении. (Оглавление находится в конце книги)”.
После такого разъяснения по поводу нумерации страниц не может не появиться благоговейного ужаса перед “Русской школой аналитического мышления” – именно так называется 90-страничная брошюра Юрия Глаголева, изданная Московским физико-техни
ческим институтом в 1999 году. Интригует, конечно же, эпитет “русская”. На первой странице книги читаем: “Особенностью русской школы аналитического мышления является связь с традициями, а также с ныне существующими реалиями быта, семейного уклада и воспитания детей в основном русской части российского населения”.
Что ж, проследим развитие аналитической мысли русской части российского населения от традиций до нынешних реалий.
Книга адресована школьнику, и если он “решил позаботиться о развитии аналитичности своего мышления, чтобы поменьше делать ошибок в своей личной жизни и в будущей профессиональной деятельности”, то книга, естественно, “будет ему помощником”.
По приведенным цитатам можно судить о стилистике текста, но будем считать, что перед нами не легкомысленная беллетристика, а серьезный труд, поэтому перейдем к существу содержания.
Автор книги сразу предупреждает, что книга – это печатный вариант радиошколы аналитического мышления, которая существует в рамках радиопередачи “Архимед”. Цели у автора следующие:
– побуждать молодых людей задумываться над уровнем аналитичности своего мышления;
– помогать осознавать важность названной особенности своего мышления и для себя, и для своей семьи, и для государства;
– пробуждать желание серьезнее заняться физикой, которая позволяет освоить наиболее совершенную и многогранную методику анализа явлений реального мира.
На физике можно остановиться, потому что выясняется, что книга представляет собой задачник по физике из десятка задач. Перед заданием и его решением автор рассуждает о жизни и своих взглядах на общество и человеческое поведение. Причем совершенно непонятно, какая связь между задачками из вступительных заданий в Московский физико-технический институт и авторским дидактическим текстом.
Урок 1. “Любознательное и творческое отношение к реальному миру”. После пространного рассуждения о человеческой природе автор предлагает решить задачу о погружении и всплытии подводной лодки и одновременно как бы понаблюдать за собой – творчески или всего лишь любознательно вы подходите к этому вопросу.
Далее Юрий Глаголев делит людей на три категории : Ч1 – критиканы, Ч2 – терпимые к другим мнениям, Ч3 – способные создавать новое. И для закрепления материала – задача о переменном магнитном поле.
Поражает широта охвата тем Юрием Глаголевым. Урок 14-й. “Любовь и секс”. Ни больше ни меньше. Трепещите, очкарики! И есть от чего содрогнуться будущим теоретикам и изобретателям. Оказывается, “неразумные” люди “изобрели секс между особями одного пола!” и даже “между особями разных биологических видов (скотоложество)!” Поэтому до 18 лет – ничего, кроме учебника физики, потому что “супружеские взаимоотношения должны опираться на духовные и научные достижения человечества”. “Однако”, – строго предупреждает автор, – молодых людей этими знаниями целесообразно обогащать по мере их возрастной необходимости”. Да, не дай Бог, они обогатятся раньше возрастной необходимости – ведь пропадут в лапах “изобретателей”. А чтобы не ломать голову, когда наступает возрастная необходимость, – актуальная задача о сосуде с водяным паром, нагретым до 100 градусов.
От сексопатологии плавно переходим к культурологии. Какими же знаниями должен обладать культурный человек, по мнению Юрия Глаголева? “Взрослому культурному человеку следовало бы владеть знаниями в объеме разумной государственном программы допрофессионального образования”. Потом автор сам себе задает вопрос, что такое есть эта государственная программа допрофессионального образования, и обещает поразмышлять над этим вопросом в отдельной теме. Для иллюстрации задачка об отраженной в зеркале лампочке.
“Жить правильно…?” Автор обещает дать ответ на поставленный вопрос в легковоспринимаемом стиле, “в стиле художественной литературы”. Ох, оставил бы Юрий Глаголев в покое легковоспринимаемый стиль. Хотя, может быть, желание творить в стиле художественной литературы и объясняет всю эту книгу.
Тем не менее наконец-то автор пытается привязать свои построения к русским традициям.
“Если человек не хочет вечного худа для своей души, то он начнет изучать православие”. Изучение православия должно защитить ценности нашей жизни. Ведь “посмотреть на свою жизнь с самых куцых позиций каждому помогают торговцы кровавыми боевиками, торговцы бульварными поделками, куревом, алкоголем, наркотиками”. Но автор честно предупреждает: “Изучая православие, вы можете не уверовать в Бога”.
Испытываешь некоторое недоумение. Изучение истории, догматов религии любой конфессии, безусловно, полезно культурному человеку, но без веры рациональному знанию будет сложно нравственно переродить человека. Чем тогда изучение православия будет отличаться от изучения той же физики? Кроме того, какое имеет отношение к православию предложенная в конце урока задачка о сверхзвуковом самолете, совершенно не ясно.
Юрий Глаголев не раз говорит об ответственности человека разумного в отличие от неразумного и в то же время нескольким страничкам тривиальностей приписывает национальную идею.
Так что же это все-таки за книга? Полноценным задачником ее не назовешь. Методикой обучения аналитическому мышлению здесь и не пахнет. На самом деле книга есть то, чем и назвал ее сам автор, – печатный вариант нескольких радиопередач.

Юрий ГОРЮХИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте