search
main
0

Особенности интеграции ИИ в высшее образование выявило исследование экспертов

НИУ «Высшая школа экономики» и Яндекс Образование представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование.

Фото: pixabay.com

Совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании» представили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Яндекс Образование. В документе дан анализ ведущих мировых практик, раскрывающих возможности технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Проект призван помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Исследование включает обширный блок реальных кейсов и примеров, в том числе на тему практического использования ИИ в ведущих университетах мира: от помощи студентам в объяснении понятий и переводе текстов до структурирования материалов и подготовки учебных документов.

Авторы проанализировали ряд социологических исследований по всему миру. Результаты показали, что ИИ сегодня активно используют как в образовательной (49% студентов применяют генеративные технологии), так и в управленческой, а также в исследовательской деятельности. При этом положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. Наиболее популярными способами применения новых технологий оказались прояснение и работа с вопросами для понимания по конкретным дисциплинарным концепциям (56% тех, кто использует GPT), на втором месте — задачи исследования и работы с литературой (45%), на третьем — перевод текстов (42%), на четвертом — создание и анализ текстов (39%).

Чтобы сделать материал максимально интерактивным, эксперты из НИУ ВШЭ и Яндекс Образования создали специальный онлайн-ресурс, на котором представлены примеры и кейсы. Площадка представляет собой живое пространство, которое не только демонстрирует примеры использования ИИ, но и формирует картину возможных сценариев его применения в образовательной среде. Университеты, в которых есть практики применения искусственного интеллекта, могут отправить свои кейсы авторам через специальную форму на сайте, и их добавят в кейсотеку.

В докладе зафиксированы основные направления интеграции ИИ в деятельность студентов, преподавателей, исследователей и управленцев. Подобные сферы могут стать ближайшими зонами развития ИИ в университетах. В этом контексте у Высшей школы экономики уже принят собственный курс по использованию ИИ в процессе обучения. Университет сформулировал этическую и образовательную политику, включающую рекомендации, когда и в каком количестве следует использовать ИИ в самостоятельных работах, а также в каких случаях нужно обязательно информировать преподавателя о сгенерированном тексте. Кейс ВШЭ позволяет увидеть, как правильная интеграция технологий позволит студентам развивать необходимые навыки для полноценного и плодотворного образовательного процесса.

«В Яндекс Образовании мы видим, как за последний год технологии ИИ действительно начали проникать в школы, университеты, EdTech-платформы и укореняться в них. Для университетского сообщества и для бигтехов важно видеть, где возникают новые точки роста и как можно применить потенциал ИИ в образовании. Поэтому вместе с НИУ ВШЭ мы провели исследование российских и зарубежных практик. Они оказались самыми разными и затрагивают систему управления, жизнь студента, преподавателей и даже дидактику высшей школы. При этом мы поставили цель создать не застывшую картинку, а постоянно обновляющийся дайджест лучших мировых практик. Именно в них управленцы в университетах, преподаватели, исследователи смогут найти вдохновение на новые проекты и изменение своей реальности», — комментирует Кирилл Баранников, руководитель направления стратегического развития высшего образования в Яндекс Образовании.

«В Высшей школе экономики мы фокусируемся на возможностях, которые ИИ предоставляет для совершенствования образовательного и научного процессов в университете. Вышка запускает разные инициативы, направленные на поддержку корректного использования ИИ как преподавателями, так и студентами. При этом мы выступаем за соблюдение этических принципов при применении ИИ и первыми из российских университетов приняли этический кодекс использования искусственного интеллекта в образовательном процессе», — отмечает Евгений Терентьев, директор Института образования, руководитель Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании НИУ ВШЭ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте