search
main
0

Особая мастерская, или Восемь стратегий поддержки детей с аутизмом

В Петрозаводске работает Детско-юношеский центр (ДЮЦ). Здесь создан центр поддержки детей и взрослых с ментальными особенностями и их семей «Творим вместе».

Есть идея!

Работа по созданию пространства, доброжелательного к детям с особенностями, активно началась в 2014 году, когда в ДЮЦ открыли помещение для групповых занятий. Комната стала не только местом проведения всевозможных активностей, но и лекторием, где обучали пап и мам.

Человеком, без которого этого бы не случилось ни в Петрозаводске, ни в Детско-юношеском центре, стала Наталья Никулина, мама школьника с расстройством аутистического спектра (РАС). Дневники Натальи опубликованы в «Учительской газете» (читайте цикл «Степандик»: «Учительская газета» №33 от 18 августа 2020 года, №37 от 15 сентября 2020 года, №42 от 20 октября 2020 года). Так что о том, в чем нуждаются дети, Наталья знает не понаслышке. Знает она и как выстроить реально работающую систему помощи тем, кому необходима поддержка в развитии, социализации, творчестве. При этом педагог уверена, что самое важное в концепции этой работы – сотворчество и командный подход.

Работаем в команде

Пять педагогов ДЮЦ работают с детьми с РАС. Созданы четыре инклюзивные образовательные программы: «Адаптивное скалолазание», «Особая мастерская», «Дети – детям», «Мультстудия». Ведется подготовка старшеклассников-добровольцев в рамках учебного модуля «Особый волонтер» программы «Кругозорро». Создан модуль программы «Математический субботник», включающий в работу по программе особых детей. В рамках проекта «Продвижение. Создание новых площадок инклюзивного образования», поддержанного Фондом президентских грантов, началась апробация программ «Инклюзивная робототехника» и «Интерактивный скалодром».

Важен каждый

Наталья Никулина с любовью рассказала о каждом педагоге ДЮЦ, который работает с детьми с РАС.

– Роман Каляшов – один из первых, кто не побоялся взять на занятия детей с аутизмом – из-за особенностей поведения таких ребят почти никуда не берут. Роман показал, что с ними можно работать. Благодаря его педагогическому мастерству скауты, которыми он руководит, уже в течение шести лет регулярно занимаются с нашими особыми детьми.

Наталья Васильева ведет в ДЮЦ две программы. Они рассчитаны и на детей с особенностями развития. Благодаря авторской программе «Дети – детям» многие малыши с особенностями проходят адаптацию. Она вдохновляет родителей и детей на то, что все получится. Особенно завораживают мультфильмы, которые выпускают ребята по программе «Мультстудия».

Елена Рогозина помогает раскрыть творческий потенциал разных детей. Кроме того, она ведет программу для подростков «Особый волонтер». Возможно, в ближайшем будущем ее подопечные осознанно выберут профессию, связанную с особым детством.

В ходе проектов к занятиям с детьми присоединилась Елена Кашуба, руководитель программы «Математический субботник». Впервые дети с ментальными особенностями были включены в интеллектуальную программу. Она нашла подход даже к очень плохо говорящему малышу. Так математика перестает быть скучной.

Евгений Комаров в проект «Продвижение. Создание новых инклюзивных площадок» включает робототехнику. Меня всегда удивляет и радует, когда педагоги сами предлагают поработать и создать новую программу. Благодаря их работе у ребят появляются перспективы развития.

О тактике и стратегии

Директор Детско-юношеского центра Денис Рогаткин считает целесообразным распространить опыт работы с детьми с РАС и детьми с иными особенностями ментального развития в другие учреждения допобразования, а также спортивные, художественные, музыкальные школы.

– Готовы обучить педагогов технологии «Восемь стратегий поддержки детей с аутизмом» для успешной работы с особыми детьми (об этом «УГ» писала в №2 от 14 января 2020 года). В рамках реализации проектов на базе ДЮЦ постоянно проводятся семинары с участием заинтересованных представителей педагогического сообщества, – рассказывает Денис Рогаткин, уточняя, что опыт, скорее всего, может быть применим во внеурочной деятельности школы – там, где возможна совместная деятельность обычных и особых детей. Говоря о тактике работы, директор ДЮЦ пояснил, что все начинается с подготовки педагогов:

– Обучаем специфическим приемам коммуникации с детьми с РАС. Затем в более простом варианте объясняем то же самое детям, которые фактически выступают в качестве добровольцев, помогающих детям с аутизмом. Только после этого можно начинать инклюзивную программу. Вряд ли эта модель полностью применима в обычном школьном классе. Все это можно использовать, но только при наличии дополнительной профессиональной поддержки. Например, внедрение в школах модели ресурсных классов требует и дополнительного финансирования, и подготовленных специалистов.

Среди лучших в России

Почти год назад программы ДЮЦ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью были признаны одними из лучших в России. Федеральный эксперт по инклюзивному образованию Людмила Вакорина узнала о программах, по которым занимаются в ДЮЦ дети особой заботы. Руководитель структурного подразделения Центра защиты прав и интересов детей и Федерального ресурсного центра психолого-медико-педагогической комиссии увидела и новый интерактивный скалодром, где уже год проходят занятия в рамках проекта «Продвижение. Создание новых инклюзивных площадок».

Проекты для особых детей и их родителей отмечены Союзом охраны психического здоровья в числе передовых практик. Проекты, адресованные детям с аутизмом, неоднократно получали финансовую поддержку региональных органов власти и благотворительных фондов. Проект Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии по развитию адаптивного скалолазания «Вместе к вершинам!» в 2019 году вошел в число 100 лучших проектов Фонда президентских грантов. В ДЮЦ впервые в России была успешно внедрена в практику методика адаптивного скалолазания для детей с аутизмом.

В рамках проекта «Обычная жизнь необычных детей» (президентский грант в размере 1,9 млн руб.) в ДЮЦ оборудована кулинарная студия для проведения инклюзивных кулинарных мастер-классов, создана мультстудия и началась реализация программы по мульттерапии.

Секрет успеха – в подходе

Сотрудничество муниципального учреждения с общественными организациями позволяет создать востребованные и долгосрочные программы абилитации особых детей. Так, общественные организации в ходе проектов могут апробировать идею, понять, востребована она или нет, найти лидеров этого проекта, отработать механизм реализации, приобрести материальную базу. Удачные проекты продолжают реализовываться через образовательные программы Детско-юношеского центра на постоянной основе.

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте