search
main
0

Особая магия трамваев

Как музеи транспорта помогают школьникам определиться с будущей профессией

Современной транспортной отрасли нужны разнообразные специалисты – от путевых рабочих, электромонтеров, работников службы движения до инженеров в области IT. Формирование правильного отношения к общественному транспорту еще в школьном возрасте способствует развитию интереса и желания приходить работать на транспортные предприятия едва ли не после выпускного! Одним из знаковых мероприятий, посвященных затронутой теме, стала конференция, прошедшая 29 сентября в Санкт-Петербурге, под названием «Через историю в будущее – от музейных комнат к центрам профориентации».

В событии приняли участие руководители музеев транспорта из Москвы, Санкт-Петербурга и Дзержинска (Нижегородская область), лидеры и рядовые сотрудники кадровых служб транспортных предприятий и транспортных вузов, реставраторы и производственные компании. Мероприятие проходило в стенах Музея железных дорог России.

Открывая конференцию, приуроченную к 115‑летию трамвая Санкт-Петербурга, исполнительный директор МАП ГЭТ Владимир Федоров отметил, что в каждом большом человеке живет ребенок, который хочет позвонить в трамвайный звонок, именно поэтому сами взрослые с удовольствием водят в музеи своих детей.

Президент МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» и директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин сказал, что сейчас трамвай активно развивается во многих городах России. Помимо улучшения транспортной сети он выступает локомотивом промышленности, позволяя загрузить ее мощности на полную. У трамваев есть особая магия и богатое прошлое, а еще у них есть светлое будущее, которое невозможно без истории.

Как отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, во всем мире музеи транспорта одни из самых посещаемых. Они перестали быть мертвым пространством с экспонатами за стеклом, которые нельзя трогать руками. Современные выставки помимо помещений с историческими артефактами стали средой для разнообразных коммуникаций, живого диалога, внутри которой формируется сообщество единомышленников и энтузиастов. Слова коллеги подтвердил директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов, в рассказе о своем учреждении культуры, праздну­ющем в октябре пятилетие, он упомянул, что в этом году количество посетителей экспозиции, размещенной на площади 60 тыс. м2, перевалило за миллион.

Наиболее интересное общественное пространство на базе Музея городского электрического транспорта собираются открыть в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. В проекте выставочного комплекса предусмотрено создание нескольких масштабных экспозиций – от современных электробусов и троллейбусов с автономным ходом до блокадных трамваев и конки. На территории культурно-просветительского пространства откроются детский учебный центр, множество тематических кружков для самых юных, направленных на формирование интереса к электротранспорту, а также уникальная детская трамвайная линия. В Санкт-Петербурге уже есть две детские железные дороги, железнодорожники из всех транспорт­ников наиболее близко подошли к практической стороне профориентации школьников. Сеть из 25 детских железных дорог (ДЖД) охватывает многие регионы как европейской, так и азиатской частей страны, ежегодно обучая тысячи учащихся средних и старших классов. Но трамвай в таком формате в нашей стране только дебютирует, отметил начальник отдела перспективного развития СПб ГУП «Горэлектротранс» Андрей Уланов.

Сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта России Елена Асташова рассказала, что музей уделяет большое внимание работе с подлинниками: позволяет детям соприкоснуться с оригинальными экспонатами, допуская небольшими группами в фонды, где они могут смотреть альбомы с фотографиями прошлых веков. Для вовлечения ребят в работу музейного пространства им дают возможность наравне со взрослыми читать лекции, а также включают в выставки предметы, сделанные их сверстниками. Для погружения в будущие специальности очень важно вызвать у детей интерес к познанию транспорта с инженерной точки зрения: показать школьникам, как устроены технические механизмы, по каким законам они работают.

Важную роль в пробуждении интереса детей к транспорту играют образцы техники, доставляющие немало хлопот их реставраторам. Но результат того стоит. Поиск раритетного транспорта, извлечение его из завалов, транспортировка до места ремонта, реставрация и восстановление – порой длящиеся по нескольку лет истории, по накалу страстей и событий не уступают сюжетам детективов. В крупнейшей в России коллекции петербургского Горэлектротранса благодаря усилиям команды Алексея Гонтарева теперь 25 уникальных троллейбусов, самый старший из которых – ЯТБ-2 1938 года выпуска. 67 экспонатов подвижного состава, устройств и документов отреставрировано с 2018 года частным Музеем городского транспорта города Дзержинска под руководством Андрея Блохина, собравшего команду из постоянных участников и волонтеров. Небольшой коллектив увлеченных людей занимается выставочной, историко-научной, библиотечно-архивной и исследовательской работой.

Транспортных экспонатов, радующих детей и взрослых, могло быть и больше, если бы не проблемы: отсутствие необходимой законодательной базы, сложность подготовки специалистов для проведения реставрационных работ и вынужденное хранение ценных экспонатов под открытым небом, отметил Андрей Каленов из Музея железных дорог России. К сожалению, работа реставраторов, требующая серьезных технических и исторических знаний, сейчас держится во многом на их собственном энтузиазме.

Взаимодействие с детьми целенаправленно развивает СПб ГУП «Петербургский метрополитен». Начальник сети профориентации Виктория Поликарпова рассказала, что сейчас на базе предприятия уже действуют интерактивный центр на Васильевском острове, Центр исторического подвижного состава в Шушарах, Детский лагерь метрополитена. Также для посещений открыты электродепо метрополитена. Интерактивный формат дает детям возможность прикоснуться к азам профессии – посидеть на рабочем месте диспетчера или машиниста поезда метро, пообщаться с действующими сотрудниками, послушать истории из практики, узнать сложные или веселые моменты профессии.

О воспитании детей через историю страны упомянула Тамара Володькина из созданной в первое послевоенное лето Академии транспортных технологий. В вопросе становления профессионалов важную роль играют сохранение и передача истории самим учебным заведением. Для Санкт-Петербурга такими значимыми событиями остаются блокада Ленинграда и работа транспорта в это тяжелое время.

Сформированный еще в детском возрасте интерес влияет на выбор учебной специальности. Далее молодых специалистов из профильных вузов привлекают на работу в транспортную отрасль. Как отметил советник генерального директора СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Сергей Маевский, диалог между вузами и производственниками важен, так как предприятия формируют запрос на определенные компетенции и участвуют в составлении основных образовательных программ. Так, кроме традиционных направлений (организации перевозок и технической эксплуатации) в последнее время вузы начали готовить специалистов по беспилотному транспорту. Работники предприятия читают студентам и преподавателям вузов лекции, выступающие ценным источником передовых практических знаний. Для будущих выпускников вузов проводятся дни открытых дверей.

Без истории нет будущего. В заключение конференции участники решили объединиться под эгидой МАП ГЭТ для развития коммуникаций в области профориентации, создания общей базы любителей и знатоков транспорта и архива знаний. Это позволит сохранить наследие транспортной отрасли и привлечь в нее кадры.

Павел Яблоков, Ольга Демчук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте